Это "Чибо-эксклюзив". В журнале "Принт плюс" пока не печаталось :)).
Речь в материале идет о конференции, состоявшейся 19 мая и посвященной цифровому паблишингу (организаторы – Adobe Украина и «Терем-Медиа»).
Планшеты наступают
После приветственных слов представителя компании «Терем-Медиа» в Украине Юрия Николаева и сотрудницы Adobe Systems Виктории Хилько аналитик «Терем-Медиа» Михаил Шубин рассказал об особенностях платформы Adobe Digital Publishig Suite (далее Adobe DPS).
Начал Михаил с анализа тенденций в мировой индустрии пользователей различных платформ. В частности, он привел данные (рис. 1), касающиеся соотношения продаж традиционных компьютеров, смартфонов и планшетных устройств на мировом рынке.
Рисунок 1. Соотношение продаж персональных компьютеров, смартфонов и планшетных устройств на мировом рынке
О более высокой конверсии (отклике) на рекламу в планшетных устройствах (до 7,5%), нежели на рекламу в web-источниках (0,4-1,5%) свидетельствовали данные
диаграммы (рис. 2), приведенной далее Михаилом Шубиным.
Рисунок 2. Отклик на рекламу в различных медиа носителях
Михаил рассмотрел и предпочтения пользователей цифрового издательского контента (табл. 1), среди которых доминирующими являются интеграция с социальными сетями, веб-аналитика, взаимоотношения пользователя с изданием, видео- и обогащенный контент.
Таблица 1. Предпочтения пользователей цифрового издательского контента
Согласно данным, приведенным Шубиным (табл. 2), в 2015 г. количество пользователей операционной системы Android приблизится к количеству пользователей iOC.
Таблица 2. Объем продаж планшетов под различные платформы (тысячи штук)
App Store (сервис для продажи цифровых приложений от Apple) – более развит сегодня, нежели Android Market. Цены и рыночные значения в нем уже пришли к рыночному состоянию, при этом наблюдается динамика снижения стоимости приложений.
В то время, как в Android Market только наметилась тенденция к увеличению соотношения платных приложений в диапазоне $3-10 и прослеживается динамика удорожания приложений (рис. 3а, 3в).
Рисунок 3а. Статистика стоимости цифровых приложений в App Store
Рисунок 3б. Статистика стоимости цифровых приложений в Android Market
Также Михаил Шубин привел интересные данные по России. Они касались количества просмотров веб-страниц с различных планшетных и мобильных устройств.
Лидером стал Apple iPhone – 10,67%, далее расположились Apple iPad с 6,91% и Nokia 6300 с 4,14%. При этом количество устройств IPad в России на несколько порядков ниже, чем IPhone, однако активность веб-серфинга его владельцев куда выше.
Как оцифроваться :)
В представлении версий изданий для планшетных устройств специалист «Терем-Медиа» сформулировал два пути: простой и сложный.
Простой путь заведомо неверен. В этом случае издатель создает pdf, добавляет в него видеосюжеты и ищет возможность представить свой продукт на планшетных устрой-
ствах. Таким образом, издатель практически не получает ответ на извечный вопрос, волнующий рекламодателя. «А насколько выросла читательская аудитория?».
Ключевым для планшетного устройства понятием является Touch. Таким образом, читатель цифровых приложений получает тактильные ощущения, что усиливает эмоциональное восприятие. Кроме того, изначально в планшетные устройства производители закладывают защиту от пиратства (это касается также музыкальных, видеопроизведений и т.п.), и это накладывает отпечаток на схему взаимодействия между участниками процесса.
Далее Михаил Шубин представил схему взаимодействия в системе «Рекламодатель–издатель–провайдер услуг по размещению и реализации цифрового контента—читатель» (рис. 4).
Рисунок 4. Взаимодействие в системе «Рекламодатель—издатель—провайдер услуг по размещению и реализации цифрового контента—читатель»
Поскольку журнал – издание периодическое, заведомо неверно зашивать его контент внутрь приложения, хотя такая возможность существует. Легче создать киоск, куда по мере выхода будут загружать номера издания. Фактически киоск является приложением-просмотрщиком, с функциями просмотра и скачивания. Чтобы загрузить приложение, издатель должен располагать девелоперским эккаунтом. Кроме того, и App Store, и Android Market удерживают комиссию от каждой транзакции (продажи экземпляра, скаченного с ресурса). Кроме того, издатель должен располагать инструментами для создания номера, загрузки его на сервис. Ему необходимо оперировать статистикой, хотя бы простой (количество скаченных экземпляров и оплат).
Рисунок 5. Возможности по созданию цифрового контента, интегрированные в InDesign CS5
Инструменты для создания цифрового контента были интегрированы Adobe в программу верстки InDesign Creative Suite (рис. 5).
В частности, инструмент Overlay Creator позволяет проектировать параметры каждого интерактива.
Опция Content Bundler предусмотрена для создания файла Folio (который собственно и размещается в качестве цифрового приложения в «киоске»), его просмотра на планшете или компьютере и последующей загрузки в киоск.
Инструмент Viewer Bundler позволяет издателю создать киоск на App Store.
На рис. 6 показана схема взаимодействия разнообразных инструментов, интегрированных в Adobe InDesign Creative Suite и в программное обеспечение Digital Publishing Suite для создания цифрового контента и его прикладного использования.
Функции дистрибуции изданий Adobe принимает на себя. При этом стоимость доставки зависит от выбранного пакета, но об этом речь пойдет несколько дальше.
Рисунок 6. Схема взаимодействия инструментов, интегрированных в Adobe InDesign Creative Suite и в программное обеспечение Digital Publishing Suite для создания цифрового контента и его прикладного использования
Кстати, Тимур Алейников, технический специалист «Терем-Медиа» подчеркнул, что структуру, подобную приведенной на рис. 6, Adobe планирует выстроить и для пользо
вателей традиционных (стационарных) компьютеров. В таком случае владельцем сервиса по размещению киосков будет уже Adobe.
Далее было продемонстрировано несколько примеров Базовой аналитики Adobe Digital Publishing Suite. А Тимур Алейников рассказал гостям конференции о реализованных проектах, связанных с размещением цифровых приложений (в мире таких проектов более 200, в России более десяти, в Украине три – «Автоцентр», «Стратегии» и «Деловая столица»). Тимур рассказал и о структуре типового киоска для продаж цифровых приложений, а также структуре и навигации цифровых приложений.
Приобретенные номера читатель может листать. Каждый материал состоит при этом из нескольких «экранов» (рис. 7), их можно листать плавно и дискретно (вверх-вниз), к услугам читателей цифровых приложений навигационные подсказки, «движки» для быстрого листания.
Рисунок 7. Структура цифрового приложения
Каждый «стек», подготовленный в InDesign, является «экраном» в киоске. Возможно использование его в горизонтальной и вертикальной ориентации. Публикация может быть ничем не ограничена по высоте, либо иметь определенный размер в пикселах (рис. 8).
Рисунок 8. Цифровая публикация может быть не ограничена по высоте либо иметь определенный размер в пикселах
Тимур Алейников продемонстрировал примеры реализации концепции издания (рис. 9).
Рисунок 9. Примеры реализации концепции издания
Интересный модуль презентации Алейникова касался возможности реализации интерактивных элементов DPS:
* гиперлинков (переходов). Любому объекту в цифровой публикации можно придать функцию «ссылки». При нажатии либо открывается веб-браузер, либо окно с содержимым ссылки. Один из инструментов позволяет при нажатии на объект вызвать иконку «отправить сообщение»либо «анонс другой статьи»;
* 360 Viewer. Дизайнер цифрового контента может задать область, где картинки будут меняться автоматически или при участии пользователя с определенной скоростью. Алейников подчеркивает, что видео утяжеляет журнал, и публикации значительного объема очень напрягают пользователя – это надо учитывать при создании цифровых версий;
* слайд-шоу. Данный эффект предполагает, что серия картинок переключается нажатием на легкое превью либо листанием пальцев. В этом случае ряд картинок накладывается друг на друга, и с помощью Object State создается квазигруппа;
* аудио. В любой бокс можно вставить аудио- или видеофайл с различными эффектами;
* видео. Его можно вставить фреймом внутрь журнала или запустить на полный экран. Видео часто используют в цифровых публикациях как открывающий материал (нередко это «видео с задержкой» – картинка «вдруг» оживает);
* панорама – для визуального прокручивания области необходимо шесть фотографий. Таким образом, дизайнеры цифрового контента создают, например, виртуальные 3D-галереи;
* Pan and Zoom. Этот эффект анимации позволяет уменьшать или двигать, или увеличивать изображение;
* возможности вставлять интерактивный html в любой бокс. WebView предполагает возможность вставить html. В качестве html может быть выполнена вся статья;
* скролл. Подразумевается возможность использования листаемого контента внутри определенной области.
Более глубокое взаимодействие с пользователем в DPS обеспечивает инструмент HTML Interactive. Он позволяет делать анимацию с помощью CSS, строить заголовки при переходе пользователей на страницу; стирать пальцем объекты, сортировать и группировать объекты на полосе, увеличивать и скролить текст, а также многое другое.
Лицензирование и сервис
Вопросам лицензирования и сервиса была посвящена презентация Юрия Николаева. Юрий отметил, что Adobe DPS по-прежнему находится в состоянии пре-релиза.
При этом до 3 мая 2011 г. все желающие могли зарегистрировать на App-Store и использовать возможности сервиса в качестве пре-релиза. Но после 6 июня 2011 г. закрывается возможность загрузки новых киосков на App Store (Content Viewers). А начиная с 3 августа Adobe перестает бесплатно осуществлять доставку номеров пользователям. В свою очередь, пользователям, желающим разместить издания в App Store, придется выбирать из двух пакетов.
Professional Edition стоимостью $495/мес., предполагает:
* покупку лицензии на год и оплату дополнительной стоимости доставки продуктов читателю;
* неограниченное количество «киосков» для издателя;
* распространение изданий на различных площадках и устройствах;
* возможность продажи контента по модели «номер-приложение», киоск или подписки, предоставляемое средствами AppStore или AndroidMarket;
* получение стандартной отчетности AppStore или AndroidMarket по количеству скачанных приложений-киосков иотчетности Adobe по количеству
успешных/неудачных попыток скачиваний контента;
* пакет доставки контента (fulfillment package) на 5 000 скачиваний (только на первый год использования лицензии);
* Gold Support (см. далее).
Enterprise Edition стоимостью $3995/мес. включает:
* расширенный функционал Adobe Viewer через SDK;
* интеграцию со сторонними сервисами посредством API (е-коммерция, управление подпиской, СУБД);
* прямую интеграцию с Adobe SiteCatalyst, позволяющую получать глубокую аналитику и отчетность по технологии Adobe OMNITURE;
* индивидуальный подход к ценообразованию. Возможность приобретения больших (и очень выгодных) пакетов доставки контента;
* возможность расширенной кастомизации киосков;
* пакет доставки контента (fulfillment package) на 5 000 скачиваний (только на первый год использования лицензии);
* Gold Support.
Вне зависимости от того, какой лицензионный пакет выбрала для себя компания, для нее нет ограничений по количеству киосков, изданий, рабочих мест. Издателю
достаточно приобрести только один лицензионный пакет, равно как и пакет доставки изданий.
Ключевым отличием Professional Edition от Enterprise Edition являются возможности доставки (для пользователей Enterprise Edition предусмотрен более широкий пакет предложений – табл. 3).
Таблица 3. Стоимость различных пакетов по доставке номеров изданий читателям
Количество скачиваний (1 год) |
Стоимость одного скачивания (без НДС) |
Стоимость пакета (без НДС) |
25,000 |
$0,22 |
$5,500 |
250,000 |
$0,15 |
$37,500 |
500,000 |
$0,12 |
$60,000 |
1,000,000* |
$0,08 |
$80,000 |
5,000,000* |
$0,06 |
$300,000 |
* Доступно ТОЛЬКО для пользователей Adobe Digital Publishing Suite Enterprise Edition
Но в то же время для пользователей обоих пакетов Adobe предусмотрел такую возможность как первые 5000 скачиваний бесплатно (к сожалению, только в
первый год).
Кроме того, монетизируемым является такой вопрос как «Внедрение Adobe Digital Publishing Suite». В частности, «Терем Медиа» предлагает Стандартный план по обучению работе с инструментом за 32000 с НДС. Он предполагает 3-5 дней работыспециалиста и включает:
* настройку и установку компонентов Adobe DPS;
* обучение настройке Adobe InDesign для верстки и проектирования цифровых изданий;
* организацию файловой структуры и правила наименования файлов;
* сборку номера и управление материалами в номере, предварительный просмотр на компьютере и планшете;
* разбор типовых ошибок и примеров;
* краткий курс по правилам подготовки контента.
Еще одно предложение «Терем-Медиа» носит название «Расширенный план (Постановка технологии цифрового издательства под ключ)». Его стоимость140
тыс. грн без НДС. Расширенный план включает:
* сопровождение при создании девелоперского аккаунта AppStore и AndroidMarket;
* анализ издания, разработка совместно с рабочей группой издательства концепта цифрового издания для планшет-платформ;
* разработку с рабочей группой технологического процесса подготовки цифровых изданий;
* сопровождение в процессе подготовки первых номеров цифрового издания в течение 2-3 циклов;
* совместную разработку концепции продажи рекламы, презентаций, аналитических отчетов.
И еще один важный вопрос «Сервисная поддержка пользователей» (табл. 4), стоимость которой включена в каждый из предлагаемых пакетов.
Таблица 4. Сервисная поддержка пользователей Adobe DPS
Вид поддержки > Gold Support |
Телефон, Web Log |
Покрытие |
DPS Professional DPS Enterprise |
ü 24x7 ü срок первой реакции от 1 рабочего дня до 1 часа в зависимости от приоритета ü 4 Авторизованных контакта со стороны клиента |
Folio Producer Service, Distribution Service, Viewer Builder Service, Analytics Service и Adobe Content Viewer *API – только для DPS Enterprise |
Издатель несет расходы на лицензирование DSP, а также расходы на доставку. Если доставка издания осуществляется бесплатно, издатель не платит супермаркетам (AppStore или Android Market) ничего, если же экземпляр издания продается, то 30% остается App Store и другим подобным сервисам. Стоимость девелоперского эккаунта в App Store составляет $99. Заводить девелоперский аккаунт следует на организацию, которая будет осуществлять сбор выручки за цифровые издания.
Таким образом, минимальный пакет услуг по внедрению концепции цифрового паблишинга для издательства предполагает:
* покупку лицензии Adobe Digital Publishing Suite Professonal на один год – 12 x $495 = $5940, что составляет приблизительно 47500 грн.;
* стоимость оформления девелоперского аккаунта в Apple AppStore на один год – $99, что составляет приблизительно 800 грн.;
* базовый план внедрения специалистами компании «Терем-Медиа» (опционально) – 32 000 грн. + НДС = 38 400 грн.;
* сервисная поддержка Gold Support – без дополнительной оплаты.
ИТОГО: 86 700 грн.
Повторимся, «Базовый пакет внедрения» опционален.
Дополнительные вопросы
Крайне важным вопросом развития цифрового паблишинга является реализация возможностей верстки применительно ко всем возможным разрешениям и размерам экранов. Adobe ставит перед собой задачу помочь рекламодателю работать со всеми появляющимися размерами экранов. Компания также стремится обеспечивать
поддержку всех существующих платформ – iOC, Android, Table OC (BlackBerry) – PlayBook…
Кстати, директор «Терем Медиа» Вадим Дуда отметил, что год назад «Терем» рассматривал Adobe в качестве конкурента.
Компания пыталась зарабатывать деньги на реализации собственной платформы, но приняла решение отказаться от конкуренции с настоящим лидером рынка, то есть Adobe, который предлагает мощный, удобный и профессиональный инструмент для издателей во всем мире.
Вадим Дуда отмечает, что пока никто не зарабатывает слишком много средств на рекламе в планшетных изданиях. Поэтому важным является вопрос: «Как заработать на цифровых изданиях?». Этому должно помочь уникальное сочетание особенностей планшетных изданий:
* журнальное» чтение;
* мобильность и интерактивность touch screen, новые возможности цифровых журналов.
Вадим Дуда отмечает: «Важно понимать, как читатели взаимодействуют с рекламой. Пока планшеты не конкурируют по частоте проникновения, но конкурируют по глубине проникновения в целевую аудиторию.
Успех издателей цифровых журналов зависит от статистики и результатов работы в фокус-группах. Статистика дает возможность узнать, какую ориентацию верстки предпочитают издатели, сколько раз запускали то или иное видео, каков путь ознакомления с контентом, повысилась ли эффективность нового киоска и многое другое?
Подробная статистика, предоставляемая App Store, дает возможность издателю узнать о количестве скачиваемых рекламных материалов и просмотренных рекламных страниц. Вопрос успешной монетизации рекламы лежит в плоскости ее удачного размещения по отношению к редакционному контенту. Специальные возможности цифровых планшетов позволяют издателю планировать воронку взаимодействия цифровой рекламы с читателем.
В App Store используются специальные метки, которые отличают редакционный контент от рекламного – а специальный сервер Omnichron генерирует отчеты о популярном контенте, динамике покупок etc.