В январе мы провели очередной блиц-опрос, посвященный, в этот раз, ожиданиям от рынка полиграфии Украины в 2018 году. 43 откликнувшихся на наше предложение респондентов помогли нашей целевой аудитории спрогнозировать возможные деловые активности и сферы приложения усилий.

Надеемся, коллективное мнение участников опроса будет полезно вам, уважаемые читатели, при определении целей и задач, выработке стратегии работы на полиграфическом рынке Украины.

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ В 2018 ГОДУ

Разумеется, всем нам хочется, чтоб полиграфия Украины росла и развивалась (рис. 1). Однако, пока об относительном росте можно говорить разве что в сегментах производства упаковки да в оперативной полиграфии. Офсетное направление, особенно рулонный сектор, продолжают ужиматься.

Тем не менее, большая часть наших респондентов (выбор был ограничен одним пунктом) считает, что рынок полиграфии в Украине постепенно растет (16 и 37,2%, соответственно). Также немало респондентов полагают, что перспективные сегменты в 2018 г. получат бурное развитие на фоне окончательной смерти депрессивных направлений (12 и 27,9%, соответственно).

Мнение 7 участников опроса (или 16,3%) таково, что рынок полиграфии продолжит пребывать в состоянии «болота».

В аутсайдерах, как видим, прямо противоположные пункты, связанные с началом конца рынка и с концом начала.

Вариант «Другое» выбрали двое респондентов:

«Скорость роста будет соответствовать остальным отраслям», – Ярослав Кравченко («Глобус»)

«Будет жить ровно, как и страна, и экономика в целом», – Иван Ключевский (ТДВ «Патент»)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ СЕГМЕНТЫ

Лидером среди перспективных сегментов респонденты считают цифровую оперативную печать (25, 58,1%, соответственно) (рис. 2). Впрочем, три занявших последующие места вариантов не очень-то и отстали: «Картонная упаковка», «Этикетка» и «Гибкая упаковка» набрали 21, 20 и 19 голосов (48,8%, 46,5%, 44,2%).

В явных аутсайдерах оказалась «Печать периодики» (3, 7% респондентов), а «золотую середину» наполнили «Постпечать», «Индустриальная цифра» (что приятно), «Коммерческая полиграфия», «Спецвиды печати», Web-to-Print, «Печать на ткани» (с 11-15 респ., 25,6-34,9% голосов каждая).

Вариант «Другое» выбрала только один респондент:

«Широкоформат, офсет», – Сергеева К. С. (ООО «А2»).

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫЗОВЫ

Не так давно мы говорили о серьезнейшей кадровой проблеме в полиграфии (итоги флешмоба мы наконец-то подвели в этом номере журнала). Не мудрено, что именно этот пункт будоражит умы респондентов: 27 и 62,8%, соответственно (рис. 3).

Далее с примерно равными результатами «Повышение минималки» (а она, вероятно, будет повышаться дважды) – 19 и 44,2% респондентов, «Поиск ресурсов для переоснащения и сохранения кадров» и «Жесткие курсовые колебания» (18 и 41,9%). Да, в общем-то проблемы в отрасли жесткие, и никуда они не ушли.

Менее всего народ беспокоит износ парка оборудования, хотя и этот пункт набрал достойно – (15 и 34,9%) респондентов.

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ТИПОГРАФИЙ

Отметим, что в данном случае респондентам было предложено выбрать один вариант ответа (рис. 4). 14 участников опроса (32,6%) для повышения прибыли будут пытаться вкладывать во внутренние резервы. В расширение каналов привлечения заказов готовы инвестировать 12 респондентов (27,9%), а в диверсификацию производства (9, 20,9%).

Пункт, связанный с расширением производства, в аутсайдерах опроса (7 респ., 16,3%).

Вариант «Другое» выбрала одна респондентка:

«Развивать направления производства собственной продукции», – Сергеева К. С. (ООО А2).

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН

И снова респонденты выбирали один вариант ответа (рис. 5). В нынешних условиях планировать что-либо действительно сложно. Тем не менее, с равным количеством голосов (по 14 и 32,5% респондентов) в нашем опросе победили пункты «Есть своего рода план на 1 год» и «Есть стратегический план на 5-10 лет и тактический на год».

5 респондентов или 11,6% от общего количества считают, что план лучше иметь, хотя будущее и туманно, столько же респондентов полагают, что планировать в нынешних условиях нереально. И чуть меньше респондентов (4 или 9,3%) планируют жизнь своих предприятий на 1-4 недели.

Вариант «Другое» выбрала одна респондентка:

«В данный момент составляется годовой план», – Сергеева К. С. (ООО А2)

КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

В вопросе, касающемся стратегии, нашим респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа (рис. 6). В лидерах оказался пункт «Изменить организационную структуру, оптимизировать процессы» (29, 67,4% респ.).

18 респондентов (41,9%) задумываются об оптимизации продуктового портфеля и чуть меньше (17 и 39,5%) о построении безупречной системы маркетинга и снижении степени зависимости от менеджеров. Еще меньше респондентов (16 и 37,2% от общего количества участников) хотят выйти в новые рыночные ниши.

Одним словом, речь идет преимущественно об отлаживании внутренних процессов (за исключением выхода в новые рыночные ниши). Достаточно конкретные действия, явно связанные с ростом производства («Выход (упрочение позиций) на рынке Европы» и «Упрочить позиции в e-commerce») – среди аутсайдеров (9 и 7 респондентов, 20,9% и 16,3%, соответственно). Последнее же место занял вариант «Оптимизировать налоги» (2 респондента, 4,7%): видно, оптимизировать уже некуда.

Интересно, что продавать бизнес, пока он чего-то стоит, не планирует ни один участник опроса (в отличие от прошлых лет).

Вариант «Другое» выбрал один респондент:

«Провести переоснащение печатной машины», – Иван Ключевский (ТДВ «Патент»).

ПЛАНКА ДЛЯ РОСТА МАРЖИ

Тут самый разумный вариант ответа, на наш взгляд, – 10-50%. И респонденты, в общем-то, согласны с нами (29 и 67,4%, соответственно). Правда Валентина Федоренко («Макрос») более конкретна, выбрав вариант «Другое» и указав 40-50%. 

10 респондентов (или 23,2%) верят в 50- 100% рост маржи. А 3 респондента (7%) даже надеются на ее трехкратное увеличение – что-то знают?

КАКИХ ЗНАНИЙ НЕ ХВАТАЕТ

Учиться никогда не поздно. Поэтому мы предложили полиграфистам поразмышлять, какого рода знаний не хватает им для успешного ведения бизнеса в Украине. Явного лидера не обнаружилось, а тройка вариантов-победителей выглядит так: «Отстройка бизнес-процессов, установки KPI», «Набор персонала», «Agile (предполагает, что при реализации проекта не нужно опираться только на заранее созданные подробные планы. Важно ориентироваться на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды и учитывать обратную связь от заказчиков и пользователей)» (16, 15, 14 респ., 37,2%, 34,9% и 32,6%, соответственно).

В аутсайдерах пункты, касающиеся знаний в полиграфии (5 респ., 11,6%) и управления финансами (3, 7%). Получается, наши собеседники хорошо ориентируются в предмете своей деятельности и еще лучше в финансах. А чего ж тогда только двое (см. пред. главу) собираются продолжать оптимизировать налоги .

Вариант «Другое» выбрали трое респондентов.

«Все знаємо :)», – Ярослав Бойчук (ПП «Диз-Арт»).

«Основная проблема – это персонал, и для меня большая проблема – это кадры. Персонал не отвечает за сделанную работу, печатник, печатая брак, ссылается на холодную бумагу: бумага перенасыщена кислородом, краски не те, химию менять надо, ph фактор не такой, спирт не тот. Слишком холодно, слишком жарко и т.д.», – Ирина Касьянова (Компания «Астера Украина»).

«Знаний хватает, персонала толкового не хватает», – Иван Ключевский (ТДВ «Патент»).

КАКОЙ ИНФОРМАЦИИ В СМИ ПОЛИГРАФИСТАМ НЕ ХВАТАЕТ В РАБОТЕ

Естественно, нас как редакцию периодического издания очень интересовало, какого рода информации полиграфистам Украины не хватает в работе. С большим отрывом победили варианты ответа «По технологиям эффективного управления предприятиями» (25 и 58,1%) и «Об опыте успешных предпринимателей в полиграфии (отечественных и зарубежных) – 23, 53,5%. Пункт «По технологиям автоматизации производства» несколько отстал (20 и 46,5% респ.).

Прочие пункты с 11-14 голосами (25,6- 32,5%) оказались позади лидеров. Причем сразу четыре варианта ответов набрали по 11 голосов (25,6%) – см. рис. 9.

Пункт «Другое» выбрал один респондент:

«Всего ЭТОГО более чем...», – Сергей Кудин («Полиграфические системы»).

* * *

Надеемся, вы что-то почерпнете для себя из приведенной информации. Мы же, в свою очередь, задумаемся над тем, чтобы тематическая палитра нашего издания стала шире и, возможно, над предоставлениям полиграфистам дополнительных сервисов в будущем.