В октябре 2015 г. мы сообщали о том, что американский стартап flyer.center (представляет сервис печати сборных тиражей на рынке В2В и В2С в США) привлек более $1 млн инвестиций для запуска сервиса печати сборных тиражей на базе решения printonlne.tech. Частный американский инвестор стал совладельцем стартапа наряду с украинцем Константином Пуппо и словенской софтверной компанией с украинскими основателями Tisk na Spletu («Печать в Интернете»). Tisk na Spletu предоставила стартапу решение printonline.tech. В основе решения e-commerce-система, работающая по технологии upload2print.
Очередным поводом для общения стал совместный проект, реализованный компанией printonline.tech и крупнейшим в Украине банковским учреждением «ПриватБанк» (Tisk na Spletu совместно с программистами «ПриватБанка» реализовывал программную часть проекта). Таким образом, впервые в мире «ПриватБанк» реализовал полиграфический сервис для своих клиентов. И теперь в «Приват24 для бизнеса» можно заказать полиграфию.
Мы встретились с Иваном Дубровиным и Николаем Сокотнюком (региональным бизнес-партнером Tisk na Spletu, который который приобрел лицензию printonline.tech за $0,5 млн, а также договорился о реализации проекта с «ПриватБанком»), и разузнали о деталях проекта.

ПРЕАМБУЛА
На «Приват24» декларируются такие преимущества для клиентов:
• автоматическая онлайн-система оформления и учета заказов;
• лучшие цены на рынке;
• уведомления обо всех статусах заказа по e-mail;
• возможность приема всех типов файлов (ai, bmp, eps, gif, jpeg, jpg, pdf, png, ps, psd, tif, tiff);
• высокое качество печати, подтвержденное сертификатом 2pdfx.com в соответствии со стандартом ISO 12647-2;
• экспресс-доставка.
Пользователям предлагается заказать полиграфию в два простых шага:
1. В меню «Услуги – Заказ полиграфии» выбрать тип полиграфической продукции, вид бумаги, тип покрытия, срок выполнения заказа, загрузить макет.
2. Оплатить заказ.
Заказ будет доставлен «Новой почтой» в кратчайшие сроки.

ИНТЕГРИРОВАТЬ В МАРКЕТПЛЕЙСЫ
Иван Дубровин говорит, что после запуска стартапов на базе платформы Web-to-Print printonline.tech на европейском и американском рынках пришло время задуматься об интеграции сервиса в маркетплейсы.
Соответственно, речь идет об интеграции «экосистем» маркетплейсов и платформы Web-to-Print printonline.tech. В традиционном e-commerce пользователю достаточно выбрать товар и оплатить. А в полиграфическом Интернет-магазине для оформления заказа необходимо получить контент (макет) и определенным образом его обработать. Производить печать необходимо на условиях пре-
доплаты, которая предполагает высокую степень доверия не только к площадке, но и к используемому сервису.
Важно и то, чтобы пользователь увидел уже готовый обработанный файл и понимал, каким будет конечный результат.
Соответственно, Web-to-Print принципиально отличается от традиционного e-commerce организацией рабочего потока и принципа взаимодействия с заказчиком, поэ-
тому встраивание Web-to-Print в существующие e-commerce-площадки связано с пересмотром бизнес-процессов с обеих сторон.

Методы интеграции
На рынке представлены три метода интеграции Web-to-Print в любую платформу e-commerce. Наиболее сложный для Интернет-платформы метод – это интеграция на уровне API (именно такой проект реализован в случае с «ПриватБанком»).
«Ключевой момент – 100%-ная автоматизация всех процессов (которую берет на себя Tisk na Spletu): начиная от загрузки макета и заканчивая отгрузкой полиграфической продукции логистической компании», – рассказывает Иван Дубровин.
В таком случае Tisk na Spletu полностью предоставляет документацию, библиотеку, описывает логику взаимодействия ивсе бизнес-процессы. В свою очередь, платформа e-commerce, в которую интегрируется Web-to-Print, должна «понять» логику интегрируемого решения и механизмы его интеграции.
Этот подход тяжелее для существующей e-commerce-платформы, которой необходимо адаптировать архитектуру под новый модуль.
API – наиболее гибкий уровень интеграции, так как позволяет маркетплейсу не зависеть напрямую от товарных позиций и внутренних технологий, полностью контролировать пользователей и не передавать их в систему IT-разработчика, не делиться с ним базами данных клиентов.
При втором уровне интеграции IT-компания (Tisk na Spletu) предоставляет платформе e-commerce готовую онлайн-витрину как работающее решение, с фирменным стилем. В этом случае платформа предоставляет субдомен (напр., print.amazon).
Самый минимальный уровень интеграции e-commerce и Web-to-Print – т.н. виджет, который содержит три стандартных, наиболее популярных продукта (напр., визитки, листовки, флаеры). Виджет встраивается в любой сайт или блог. И взаимодействие предполагает реферальное начисление с этих продаж.
Кстати, сегодня в полиграфическом сервисе, интегрированном в Интернет-платформу «ПриватБанка», бизнес делается на небольших продуктах с конкурентной ценой (на небольших транзакциях).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
«Эта история началась больше года назад, в июне 2015 г., – рассказывает Николай Сокотнюк. – Тогда мы пробовали договориться с «ПриватБанком» от имени од-
ной из ведущих украинских типографий коммерческой печати, но этого сделать не удалось.
Очевидно, нам не хватало партнера – IT-компании (такой, как Tisk na Spletu). После заключения договора работа по интеграции printonline.tech в онлайн-платформу «ПриватБанка» длилась порядка восьми месяцев».
На встрече Николая Сокотнюка с Александром Николенко (руководителем направления Малого и Среднего бизнеса «ПриватБанка») рассматривалась аналитика, каса-
ющаяся полиграфического рынка Украины. Со своей стороны «ПриватБанк» эти цифры уточнял, соотносил с трафиком, который у него проходит по транзакциям,
связанным с полиграфией.
Сегодня идет доработка сервиса, например , это касается возможнос ти интегрировать его с Sender (приватовским «Мессенджером»). В перспективе полиграфический сервис может появиться также в «Приват 24» для физических лиц.

Учредителями компании компании Tisk na Spletu являются наши соотечественники: стратегическое развитие и менеджмент – CEO Олег Пелещак, идеология и архитектура – CTO Иван Дубровин, управление разработкой – CIO Вячеслав Плишкин. Всего в команде 7 разработчиков.
Компания занимается разработкой ПО для полиграфии. Ее главный офис находится в Словении, а офис разработки в Украине. Ключевой продукт Tisk na Spletu – printonline.tech, система электронной коммерции, которая работает по технологии upload2print и предназначена для печати сборных тиражей.
Особенность системы в полной онлайн-автоматизации процессов – от приема макета до вывода готового спуска.

УЧАСТИЕ И ПРОФИТ «ПРИВАТБАНКА»
В банке изучили «Целевое назначение платежей», связанных с полиграфией (предварительно попросили Tisk na Spletu описать все возможные формулировки платежей) и сделали для себя определенные выводы.
«Профит «ПриватБанка» – это обслуживание своих клиентов. А зарабатывает банк на комиссиях за трансакции и за отсрочки платежей», – комментирует Николай.
По сути, в «ПриватБанке» увидели, что рынок полиграфии онлайн, особенно в сегменте В2В, не до конца освоен, и поэтому были заинтересованы во внедрении решения Web-to-рrint printonline.tech.
Важно и то, что на работу полиграфического сервиса распространяется кредитный лимит. В этом случае у клиента банка есть возможность получить полиграфическую продукцию бесплатно, а банк зарабатывает на пользовании заказчика кредитным лимитом.
Со своей стороны «ПриватБанк» планирует обеспечить трафик для полиграфического сервиса. Для эффективного оповещения аудитории в банке определили фокус-группу, которую информировали о появлении полиграфического сервиса, дальнейшее масштабирование информирования будет зависеть от результатов
эксперимента.
Еще одно преимущество «ПриватБанка» – это автоматизированный документооборот. Сервис printonline.tech интегрирован с онлайн-платформой «ПриватБанка»,
поэтому все контрагенты автоматом получают счета, налоговые и расходные накладные.

Николай Сокотнюк

В «ПриватБанке» по состоянию на 10 октября 2016 года обслуживалось 706 411 юридических лиц. По данным исследования рынка банковских услуг для физических лиц, проведенного компанией GfK Ukraine в 3 кв. 2016 года, услугами ПриватБанка пользуются 51,4% клиентов банков, а для каждого третьего украинца (42,6% опрошенных) «ПриватБанк» является основным банком.
Доля корпоративных клиентов, которые пользуются услугами «ПриватБанка», составляет 56,1%.

ОСОБЕННОСТИ СЕРВИСА
В чем же принципиальное отличие сервиса Web-to-Print printonline.tech, интегрированного в «Приват24», от других сервисов?
Во-первых, это оплата в один клик, потому пользователю не нужно заполнять никаких платежных данных, он уже авторизован «ПриватБанком».
При нажатии кнопки «Заплатить» формируется платежное поручение со всеми платежными реквизитами. После подписи средства списываются с расчетного счета, либо оплата производится в счет кредитного лимита.


В автоматическом режиме выставляется счет на конкретную сумму, деньги поступают на конкретный счет. Соответственно, после оплаты формируется статус заказа, уведомление, что он оплачен, и идет в печать, и тут же формируется комплект связанных документов в электронном виде. Плательщик эти документы видит в своем личном кабинете, в «Приват24», в разделе «Документооборот».

О ценовой политике полиграфического сервиса, интегрированного в онлайн-витрину «Приват-банка», наши собеседники говорят, что в рамках традиционной практики выхода на рынок эти цены максимально лояльны для возможных покупателей, предусмотрены и определенные акции для клиентов.
Иван Дубровин не расценивает сервис printonline.tech в полной мере как В2В, так как он ориентирован не только на РА, и в нем нет для них специальных преференций. Более того, Tisk na Spletu заинтересован в том, чтобы конечные пользователи обращались непосредственно не в рекламные агентства, а на онлайн-витрину printonline.tech при помощи сервиса.

ПЕРСПЕКТИВЫ
Иван Дубровин считает, что следствием интеграции printonline.tech в онлайн-платформу «ПриватБанка» станет некоторое перераспределение рыночных объемов. Тем не менее, он верит, что на рынке сборных тиражей реально сформировать дополнительный спрос. По мнению Ивана, рынок сборных тиражей на 50% не освоен.
Этот рынок очень сильно сегментирован, на нем четко обозначилось 2-3 лидера. Новым серьезным игрокам выйти на рынок непросто, потому что заказ полиграфии в сегменте В2В связан со сложным взаимодействием в системе «заказчики-посредники-сервисы сборных тиражей-исполнители». В итоге часть тиражей, которые имело б смысл печатать в «сборках», выполняются на цифровых печатных машинах. Иван Дубровин анонсирует появление в перспективе дополнительного сервиса, который позволит еще сильнее упростить заказ полиграфической продукции, но за счет этой простоты и легкости, стоимость продукции для заказчика будет несколько выше среднерыночной.

ВЫБОР ПОДРЯДЧИКОВ
Выбор подрядчика на печать сборных тиражей будет осуществляться на основе публичного тендера.
Типографии, которые хотят участвовать в печати тиражей, должны работать в рамках определенного графика, удобного заказчику. «Для нас важно, чтобы типография умела печатать, чтобы в ней понимали, что такое формный процесс, управление цветом, офсетная печать; могли попасть в цветопробу», – говорит Иван Дубровин.
Tisk na Spletu производит сертификацию типографий, которые рассматриваются как партнеры, после чего выясняет, сможет ли типография работать в жестком графике и
регулярно в назначенное время отгружать в логистическую компанию своевременно выполненные заказы. С типографиями, прошедшими сертификацию и готовыми рабо-
тать в обозначенном режиме, Tisk na Spletu заключает контракт. Один из аргументов в пользу решения «ПриватБанка» об интеграции полиграфического сервиса – преимущества бизнес-модели децентрализованной (распределенной) печати, на которой строится работа платформы printonline.tech.
«Когда есть децентрализованная печать, это значительно уменьшает риски, – говорит Дубровин. – Tisk na Spletu может через свое API подключить любую площадку в любом регионе любой точки планеты шара, потому что использует локальные печатные мощности».

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ PRINTONLINE.TECH С ДРУГИМИ МАРКЕТПЛЕЙСАМИ
Николай Сокотнюк говорит, что переговоры об интеграции полиграфических сервисов идут с очень многими платформами.
Известные маркетплейсы – это огромные состоявшиеся компании с оборотом не в один миллион долларов в день. Соответственно, уровень принятия решений у них ком-
плексный. Потому принять решение внедрить продукт, который полностью ломает их отлаженные бизнес-процессы, не очень просто. В таких случаях необходимо делать новую онлайн-витрину, адаптировать сервера, затачивать программы, тестировать и отлаживать процессы.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И АМБИЦИИ
У предпринимателей, реализовавших проект по интеграции полиграфического сервиса в онлайн-витрину «ПриватБанка», амбициозные планы по освоению рынков других государств, если украинский проект окажется успешным. В частности, интерес к программе printonline.tech проявил один из известных китайских Интернет-игроков.
Такой вот беспрецедентный случай – полиграфический сервис printonline.tech прошел успешные испытания на европейском, потом на американском рынке. Сейчас проходит «закалку на прочность» на проблемном украинском рынке, с тем, чтобы в перспективе выйти на рынки Азии. Как говорят участники концессии, каждое новое решение – это следствие, следующая ступенька.

printonline.tech прошел успешные испытания на европейском, потом на американском рынке. Сейчас проходит «закалку на прочность» на проблемном украинском рынке, с тем, чтобы в перспективе выйти на рынки Азии

Они делятся забавным наблюдением: полиграфический онлайн-бизнес работает лучше там, где экономику лихорадит, то есть в зоне некомфорта. А поскольку экономика
Китая вступает в период рецессии, у сервиса printonline.tech есть перспективы на этом рынке. В то же время объем китайского рынка полиграфии вплотную приблизился к американскому и составляет порядка $160 млрд (для сравнения, в Украине – 8 млрд грн). Есть, за что побороться!