Во время OKI Smart Colour Solutions Event руководитель украинского представительства Oki Europe Limited Тарас Чабановский в неформальном интервью поделился с представителями украинских IT-изданий своим виденьем отечественного рынка и успехами Oki.

В разговоре принимали участие главный редактор «Компьютерного Обозрения» Михаил Лаптев, редакционный директор ИД  SoftPress Владимир Табаков и директор по рекламе журнала Print+ Регина Владимирская.

 

О рынке печатающих устройств

Владимир Табаков: Тарас, расскажите, что вы в целом думаете о рынке печатных устройств?

Тарас Чабановский: К сожалению, на сегодняшний день рынок печатных устройств является отражением экономической ситуации, которая в целом сложилась в Украине за последние два с половиной года. Здесь можно говорить и о падении гривны более, чем в 3 раза, и о падении объема рынка более, чем в 3 раза.

На том рынке, где представлена продукция OKI (а мы не работаем на рынке низкоуровневых устройств), ситуация еще хуже, поскольку клиенты стремятся максимально урезать расходы, но при этом не задумываются об эффективности и целесообразности экономии. В то же время, есть и мудрые заказчики, которые понимают важность инвестиций и в печатающие устройства, в частности, в решения от OKI. Таких заказчиков не очень много, в силу экономических обстоятельств, но ситуация меняется к лучшему.

 

В. Т.: Можете ли вы оценить, как распределяются доли рынка и предпочтения украинских пользователей?

Т. Ч.: На самом деле, несколько неправильно адресовать такой вопрос мне. Есть специальные агентства, которые занимаются подобными исследованиями. По моим грубым оценкам, на украинском рынке, продаются преимущественно низкоуровневые устройства (порядка 80-90%). Остальные 10-20% — это офисная техника. Профессиональные устройства продаются крайне редко. Кроме того, присутствует подмена понятий. Низкоуровневые устройства все больше используются корпоративными заказчиками, что неэффективно, поскольку на обслуживание потребуются серьезные затраты. На полноцветные устройства приходится около 20% рынка. Все остальное – ч./б. решения.

 

OKI в Украине растет быстрее, чем растет рынок

Михаил Лаптев: Какую долю украинского рынка занимает оборудование OKI?

Т. Ч.: Как подтверждают многочисленные исследования, в тех сегментах, где представлено оборудование OKI, наша компания занимает лидирующие позиции. Этот бренд давно известен в Украине и хорошо себя зарекомендовал. Скажем, в сегменте полноцветной печати А3 у OKI более 30% рынка. В сегменте бизнес-печати мы входим в первую тройку.

Можно говорить, что такой успех объясняется большими усилиями, которые мы прилагали все это время. Во всех сегментах, где проводилась значительная адресная работа, мы занимаем сегодня значимые доли, и они неуклонно растут. На сегодняшний день можно смело говорить о том, что мы растем быстрее, чем растет сам рынок.

 

М. Л.: Вернемся к вопросу отложенного спроса!

Т. Ч.: 100% о нем уместно говорить! Первая половина года явно подчеркивает, что приобретается оборудование, которое ранее заказчики себе позволить не могли. Рост рынка составляет процентов 60 в первом полугодии 2016 г., по сравнению с 2014 или 2015 годами. Но от 2012 или 2013 гг. мы пока очень далеко. В 2015 г. падение ВВП составило 14 %, а в 2016 г. был отмечен прирост в 1%. Этот скачек внушает определенную надежду.

 

В. Т.: Какие продукты наиболее продаваемые сегодня?

Т. Ч.: Смело можно говорить, что это МФУ начального класса MB472 в сегменте монохромных устройств. Хотя с точки зрения сегодняшнего украинского рынка, это оборудование высокого уровня. Наилучшие показатели в полноцветном сегменте у решений на базе полноцветного МФУ  MC800 и ПО Sendys Explorer. Это индивидуализированные решения под потребности конкретного заказчика.

 

Интерес к полноцветной печати прямо пропорционален росту бизнеса

Регина Владимирская: На что сегодня делается ставка? Видите ли вы интерес к печати белым и прозрачным тонером? Именно на эти решения делают упор ваши коллеги в головном офисе…

Т. Ч.: С 2000-х годов мы наблюдаем всплески и падения в сегменте полноцветной печати. По мере роста бизнеса наблюдается стабильный интерес к полноцветным устройствам. Во время многочисленных кризисов такой интерес падает. Мы видим сегодня возврат интереса бизнеса к полноцветным устройствам. Хотя развивается пока только крупный бизнес, о росте малого и среднего бизнеса говорить сегодня сложнее, а интерес к полноцветной печати прямо пропорционален росту бизнеса.

Что же касается полиграфического сегмента, на котором сегодня несколько раз акцентировали внимание мои коллеги, то два-три года назад это было новое направление. Оно постепенно развивается.

Но рынок оперативной полиграфии в Украине развивается очень медленно, поэтому рано говорить о существенных результатах. Пока что можно говорить только о случайных продажах.

С другой стороны, рынок очень маленький и говорить о каком-то значимом росте в этом сегменте, ориентированном, прежде всего, на оперативную полиграфию говорить пока рано. Но мы твердо стоим на позиции – если ты не сделал сегодня что-то, что мог сделать, то неизбежно потеряешь в чем-то завтра. Поэтому для нас это некий промежуточный результат и хороший задел на будущее.

Принтеры с возможностью печати неоновым тонером доступны буквально пару месяцев. Сложно говорить о конкретных результатах. Наша задача пока создать спрос

 

Р. В.: Ожидается ли в ближайшее время рост струйного направления?

Т. Ч.: Приобретение компании Seiko рассматривалось, прежде всего, как расширение своего присутствия  на рынке Graphic Arts. Наши продукты C911, Pro9541, Pro9542 и т.д. плюс продукты Seiko ориентированы на новый канал и его развитие. Развитие этого сегмента рынка в Украине – задача ближайшего будущего.

 

Особенности работы с рынком Украины

Р. В. А есть ли какие-то специальные предложения для украинских заказчиков?

Т. Ч.: Цены на расходные материалы на локальном рынке несколько ниже, чем общеевропейские в силу экономической ситуации и ситуации, которая сложилась на рынке расходных материалов Украины. Хотя на украинском рынке оригинальные расходные материалы воспринимаются как довольно дорогие.

К сожалению, на первом месте у украинского бизнеса не качество печати документа, а ее стоимость. Такие вещи как инновационный тонер, который позволяет сэкономить электроэнергию за счет более низкой температуры плавления, в Украине неактуальны. Последние пару лет наблюдается существенная экспансия неоригинальных расходных материалов. Эта тенденция будет меняться, хотя устоявшиеся традиции придется менять лет пять-шесть.

 

Р. В.: Насколько важным считается украинский рынок в рамках корпорации?

Т. Ч.: Если говорить об общем объеме продаж, то мы находимся в самом низу списка. Но если посмотреть на аналитические данные по охвату рынка, то мы находимся  в первой пятерке. Это говорит об эффективности работы нашей команды.

 

В. Т. Существуют ли какие-то ограничения в поставках для украинского рынка?

Т. Ч.: Нет. Любой новый продукт становится доступен украинским потребителям в тот же день, что и за рубежом.  

 

В. Т.: Объем украинского IT-рынка снизился за несколько лет с $3 млрд. до $0,85 млрд., при этом доля IT-сервисов растет. У OKI тоже есть комплексные программно-аппаратные IT-решения. Какие шаги вы планируете предпринимать в дальнейшем?

Т. Ч.: Сегодня продажа таких решений – это мировая тенденция. Все вендоры смотрят в эту сторону, и OKI – не исключение. Мы не пионеры в этом отношении на украинском рынке, но за короткий промежуток времени получили значимые результаты.

Украинский рынок очень отличается от европейского. Многие предприниматели здесь решают только сиюминутные задачи, поэтому продаются бюджетные решения. Хотя сегодня вы увидели, что OKI пошла по пути демократизации устройств, и многие «умные» функции теперь доступны в оборудовании начального уровня.

Рынок Украины пока не до конца готов к интеграционным решениям. Опять же в силу экономических причин, бизнесу приходится решать первоочередные задачи, и умный документооборот, к сожалению, не из их числа.

 

Нужно создавать рынок «умных» устройств

М. Л.: Из представленного сегодня, что бы вы выделили как наиболее актуальное предложение?

Т. Ч.: Нам достается нелегкая доля нести информацию в массы. В 2000-е годы мало кто уделял внимание цвету, а мы инвестировали средства в маркетинг, много общались, объясняли, насколько важно печатать в цвете. Как результат полноцветная печать постепенно набрала обороты.

Сейчас сходная ситуация — нам нужно создавать рынок «умных» устройств, необходимо объяснять бизнесу, в чем преимущества дополнительных возможностей, как они могут повысить эффективность бизнеса в целом.

Если же говорить о сегодняшней презентации, то мне очень нравится тот факт, что функции устройств высокого уровня теперь доступны в устройствах малого и среднего уровня. Это повышает доступность инноваций, в том числе и для малого и среднего бизнеса, работа с которым является нашим приоритетом.