Именно Tisk na Spletu предоставила стартапу решение printonline.tech. В основе решения e-commerce-система, работающая по технологии upload2print. На счету компании уже есть успешно реализованный проект по этой технологии в ЕС — druq.eu (запущен в мае 2015 года).
Учредителями компании компании Tisk na Spletu являются наши соотечественники: стратегическое развитие и менеджмент — CEO Олег Пелещак, идеология и архитектура — CTO Иван Дубровин, управление разработкой — CIO Вячеслав Плишкин. Всего в команде 7 разработчиков.
Компания занимается разработкой ПО для полиграфии. Ее главный офис находится в Словении, а офис разработки в Украине. Ключевой продукт Tisk na Spletu — printonline.tech, система электронной коммерции, которая работает по технологии upload2print и предназначена для печати сборных тиражей. Особенность системы в полной онлайн-автоматизации процессов — от приема макета до вывода готового спуска.
Мы встретились с Иваном Дубровиным и расспросили об особенностях реализации этих проектов и специфике работы на рынке Web-to-Print в Европейском Союзе.
Print Service Provider
На большинстве полиграфических рынков возможности установленного оборудования, по крайней мере, в пару раз превышают реальные рыночные потребности. Соответственно, владельцы сервисов Web-to-Print получают возможность выстраивать бизнес, не вкладывая капитальные инвестиции в инфраструктуру, связанную с типографиями.
Такие сервисы как http://druq.eu (его название построено на игре слов) в отличие от типографий, продающих на рынке свои услуги, не оперируют понятием себестоимости. Сервис Ивана Дубровина оперирует понятием «рыночная цена», которая может быть ниже себестоимости, особенно если типографии простаивают
Казалось бы, это парадоксально, но представьте себе ситуацию, когда сервис Web-to-Print предоставляет некоторое количество спусков, за которые торгуются типографии и озвучивают некую цену. Иван Дубровин называет себя Print Service Provider, который сам не печатает, а только направляет потоки. Поскольку схема работы сервиса http://druq.eu на 100% автоматическая (от принятия макета до вывода готового спуска, в ней вообще не участвует ни один человек), операционные затраты (обслуживание сервера, оплата трафика, каналов), по сравнению с оборотом настолько малы, что ими можно пренебречь.
Иван подчеркивает, что сборные тиражи эффективно продавать только при полной автоматизации процессов. Уровень зарплат в Европе — высокий, увеличение операционных издержек нежелательно, потому ключевая задача сервиса Web-to-Print – снизить операционные издержки. Типографиям удобно работать с полностью подготовленными к печати спусками.
Печать идет каждый день.
Е-commerce система, которая работает по технологии upload2print, на основе которой построен сервис http://druq.eu, может обработать 2,5-3,5 тыс. заказов в минуту.
Все размещаемые на сервисе заказы – из государств, в которых как платежная единица используется евро.
При наличии весьма серьезных конкурентов (Flyer Alarm, Vista Print и др.) Ивану Дубровину, тем не менее, удалось выйти на рынок ЕС, потому вопрос «За счет чего?» — достаточно уместный.
Важным преимуществом сервиса http://druq.eu Дубровин называет модель распределенной печати. Сервис не привязан к географической локации типографии, к необходимости печатать на собственном оборудовании. Средняя транзакция на рынке сборных тиражей оценивается в €40-60, а стоимость доставки при этом – ни много, ни мало — €10-20. Но при доставке внутри государства стоимость существенно ниже — €3-5. «Соответственно, если находишься ближе к заказчику, можно давать такую же цену, как у Flyer Alarm, — утверждает Иван Дубровин, — но за счет логистики быть более выгодным и интересным. В Германии с Flyer Alarm я не могу конкурировать по срокам, потому что они локально доставляют за полдня, потому работаю со всеми государствами ЕС, кроме Германии.
В Европе довольно сложно продвигать сервис Web-tо-Print из-за различия в менталитете различных государств. Мне пока больше нравится работать с итальянскими заказчиками, а типографии, с которыми я работаю, находятся в Словении. Это страна с очень выгодным географическим расположением».
О логистике
При размещении заказа на сайте http://druq.eu клиент оформляет доставку в системе логиста – соответственно, формируется транспортная накладная логиста. Типография получает файл, готовый к печати, который включается раскладку с превью и номерами заказов, набор этикеток. Задача типографии – отпечатать, порезать, упаковать, наклеить наклейку и сложить на паллеты, которые логист забирает согласно своего графика.
«В Европе можно находиться в одной точке и спокойно работать на весь ЕС за счет логистики. Если в стране развитая логистическая сеть, значит, сборки там заработают», — комментирует Иван.
Именно логистика – один из ключевых критериев, на основе которого принимается решение о выходе на тот или иной рынок. В частности, в России, по мнению Дубровина, вследствие отсутствия логистики как таковой сервис сборных тиражей запустить нереально. Например, стоимость доставки по Москве может быть сопоставима со стоимостью печати тысячи визиток.
Иван Дубровин, совладелец сервиса http://druq.eu
«Я люблю масштабы и большие цифры, и при работе на небольшом рынке доход в любом случае будет незначительным. В то же время, если на развитом полиграфическом рынке занять хотя бы незначительную долю, то и доход будет немалым. О чем говорить, если один Flyer Alarm печатает больше, чем вся Украина вместе взятая»
Масштабирование как ключевая задача
Как говорит Иван Дубровин, система на базе решения от www.printonline.tech работает в автоматическом режиме – и не важно, проходит в день одна сделка или тысяча. Важнее, по словам Дубровина, запустить систему на различных дополнительных рынках. Наряду с американским рынком, куда Tisk na Spletu выйти уже удалось, нашего соотечественника интересуют рынки Англии, Малайзии, Сингапура, Южной Кореи, Японии.
Система на базе решения от www.printonline.tech работает в автоматическом режиме – и не важно, проходит в день одна сделка или тысяча
Стартапу flyer.center (Иван Дубровин его соучредитель) удалось привлечь миллионные инвестиции в США, так как инвесторы оценили действующий бизнес в Европе и пришли к выводу, что сервис легко можно масштабировать на другие рынки. Привлекло инвесторов и то, что проект не требует капитальных вложений в производственное оборудование. Таким образом, стоимость входа в сегмент полиграфии сравнительно невелика, так как нет необходимости запускать собственный сервис сборок или даже несколько, чтобы быть ближе к покупателям. Достаточно осуществить маркетинговую поддержку и начать продавать услуги, установить отношения с логистом, подключить платежные системы и типографии к системе.
Стартапу flyer.center (Иван Дубровин его соучредитель) удалось привлечь миллионные инвестиции в США, так как инвесторы оценили действующий бизнес в Европе и пришли к выводу, что сервис легко можно масштабировать на другие рынки
Еще одно преимущество системы на базе решения от www.printonline.tech — она легко переводится на любой язык буквально за 3-5 дней. И, наконец, свой сервис Дубровин называет «очень простым»: «…мы сделали минималистический интерфейс – то есть у нас дизайн сайта без дизайна. Чтобы заказать у Flyer Alarm, нужно потратить 5-10 минут и быть при этом специалистом как в их системе, так и в подготовке макета. В нашем случае достаточно 1-2 минут и не нужно быть специалистом. Система полностью обрабатывает макет и выводит уже обработанный результат и показывает его клиентам».
***
Современная типография на 99% IT-компания и на 1% типография, — в который раз повторяет Иван Дубровин, вообще исключивший понятие «на 1% типография» я из своего проекта.
Комментарий к инвестиционной сделке
Тарас Богатырев, компания "Печатин"
На рынке появилась приятная новость об инвестициях в проект, в котором участвуют украинцы. Данная новость радостна для меня не только этим фактом, но и тем, что проект связан с полиграфией.
Давно на украинском рынке инвестиций не было новостей с участием полиграфистов! Факт отсутствия сделок — последствие того, что инвесторы напуганы общей статистикой «по больнице» на рынке полиграфии. Как вам известно, данную статистику делают отвратной показатели «газетчиков» и «глянца» — они портят весь компот.
Также приятно, что в профессиональной среде украинских полиграфистов появилась ещё одна команда, которая ведёт бизнес за рубежом Украины. Опыт этой команды — дополнительный шанс для коллег сделать сервис, ориентированный за пределы Украины.
Я искренне надеюсь, что в 2015 году мы еще застанем хотя бы одну инвестиционную сделку, связанную с печатью. Ведь, благодаря этому на индустрию печати обратит внимание больше молодежи, а значит в печати появится больше жизни — развития.
А пока… Пишите Ивану, и поздравляйте его и всю их команду!
_________________________________________________________
Речь идет о двух взаимосвязанных продуктах: Application Service Provider (ASP) и Print Service Provider (PSP). Проинвестирована только одна часть этой пары — PSP. Компания, которая привлекла инвестиции — это компания в США (flyer.center), соучредителем которой является головная компания Ивана Дубровина.
Именно так это выглядит схематически:
Сделка прошла синдикатом инвесторов — украинский полиграфист Константин Пуппо и IT-специалист из США. Данные инвестиции пойдут на разворачивание сервиса на рынке США. Инвесторы взяли мажоритарную долю в проекте «Flyer.center», а также приняли на себя операционное управление. «Tisk na Spletu» предоставил свои технологии для реализации проекта и будет обслуживать проект удалённо.
Разворачивание сервиса в США — попытка сервиса масштабироваться на другие рынки. Сервис не требует большого человеческого ресурса, поэтому в офисе в США будет достаточно одного сервис-админа. Если же будет call-центр, то он будет в Украине.
Сумма инвестиций составила $1,2 миллиона.
Учредителями компании «Tisk na Spletu» являются украинцы: стратегическое развитие и менеджмент (CEO) — Олег Пелещак, идеология и архитектура продукта (CTO) — Иван Дубровин, управление разработкой (CIO) — Вячеслав Плишкин. Всего в команде 7 разработчиков. Сейчас в «Tisk na Spletu» (ASP, printonline.tech) занято 10 человек, в основном это IT-персонал.