Ещё 50 лет назад большинство цветной печатной продукции изготовлялось в несколько листопрогонов. Для этого использовались преимущественно одно- или двухкрасочные печатные машины, а технология в те времена требовала нанесения до 12 красок. С внедрением «короткой» цветовой схемы (BCMY) в офсетной печати рациональным стало применение четырёхкрасочных машин. При этом самой популярной была тандемная комбинация из пары двухкрасочных машин, объединённых в виде пятицилиндровых агрегатов.
Однако такую конструкцию нельзя назвать совершенной, поскольку две печатные секции используют общий печатный цилиндр. Да и для производителей печатных машин — особенно большого формата — эта концепция означала излишние затраты. Ведь после монтажа и тестов на заводе оборудование следовало чуть ли не полностью разбирать и вновь собирать на площадке заказчика.
1965: сенсация на Лейпцигской весенней ярмарке
В начале 1960-х гг. инженеры завода печатного оборудования Planeta (с 2001 г. — KBA Radebeul) задумали создать машину без таких существенных недостатков. И весной 1965 г. на Лейпцигской ярмарке была представлена модель Planeta Variant P4 (формат 3b), которая ознаменовала переход от тандемных к доминирующим сегодня линейным (секционным) конструкциям листовых офсетных машин. Два года спустя Радебойль выпустил и первую технику большого формата с подобным расположением секций. Инновация из Саксонии изменила полиграфическое машиностроение во всём мире и ныне повсеместно используется производителями печатной техники.
Схема шестикрасочной машины с лакировальной секцией в линейном построении, которое было революционным для своего времени
Преимущества секционного построения
Линейная (секционная) конструкция на базе трёх цилиндров сделала переворот в полиграфическом машиностроении. Впервые были унифицированы отдельные компоненты и технико-технологические свойства во всех печатных секциях. В итоге возникли преимущества, характерные для последующих моделей Planeta Variant вплоть до самых современных машин KBA Rapida:
- широкие возможности конфигурирования под нужды заказчика;
- значительное сокращение ассортимента деталей, используемых при изготовлении машин;
- быстрый монтаж у клиента благодаря доставке уже собранных агрегатов;
- высокая точность приводки за счёт продуманной концепции привода;
- аккуратная проводка листов благодаря двойному диаметру печатных цилиндров и передаточных барабанов;
- малое количество зон передачи листов между печатными секциями;
- высокая точность воспроизведения печатной точки по сравнению с другими машинами.
Модульный принцип, постоянно развиваясь, нашёл применение и в Rapida 104 от Koenig & Bauer (здесь — на drupa-1986)
На линейном построении основано и переключаемое устройство переворота для двусторонней печати за один прогон (запатентовано Planeta в 1967 г.). В тандемных машинах это было возможно только при использовании дополнительной первой секции и, соответственно, переворота листа после неё, тогда как в секционном оборудовании устройство переворота можно установить после любой печатной секции. Благодаря этому уже тогда была создана предпосылка для появления сегодняшних восьми-, десяти- или 12-секционных машин двусторонней печати, а также других нетипичных конфигураций.
Длинные листовые офсетные машины, такие как 19-секционная Rapida 106 в Швейцарии, стали возможны только благодаря секционному построению
Новая технология обеспечивает новые возможности
Благодаря цилиндрам двойного диаметра для типографий открылись недоступные раньше возможности в плане качества печати и выбора запечатываемых материалов. Так, производители упаковки по достоинству оценили аккуратную проводку листов с минимальными изгибами. Соответственно, машины Variant и Varimat из Радебойля сразу нашли работу во многих упаковочных типографиях по всему миру. Таким образом, полвека назад началось восхождение саксонского производителя печатных машин на олимп упаковочной полиграфии.
Сегодня высокопродуктивные модели KBA Rapida лидируют в области печати на плотном картоне, бирдекелях и гофрокартоне. Кроме того, секции большого формата используются в машинах для печати на жести KBA Metalstar. KBA является безусловным лидером в мире упаковочной печати крупного формата. Линейное построение также использовано в супербольшом формате 1 500x2 050 мм (представленная в 2004 г. модель Rapida 205 стала крупнейшей в мире листовой офсетной машиной).
Секционный принцип лёг в основу «гибкой» интеграции лакировальных, сушильных и прочих отделочных модулей в машины, которые становятся всё длиннее и длиннее. Благодаря этому универсальность листовой офсетной техники сегодня является стандартом. Яркий тому пример — KBA Rapida 106 рекордной длины, установленная в Швейцарии и оснащённая 19 печатными и отделочными секциями.
Чемпион мира по скорости переналадки KBA Rapida 106 тоже базируется на изобретениях 1960-х гг.
Базовые идеи актуальны и сегодня
Конечно же, за 50 лет базовые идеи регулярно пересматривались и обновлялись в соответствии с техпрогрессом. Скорость машин Rapida сегодня достигает 20 000 отт./ч, существенно выросла автоматизация процессов печати и переналадки — в 1960-х о таком и не мечтали. Так, Planeta Variant P4 проектировалась для печати со скоростью 10 000 отт./ч, или 8 000 отт./ч в непрерывном режиме; это почти вдвое меньше нынешних возможностей KBA Rapida 106. Что уж говорить про смену форм без остановки машины (Flying JobChange), которую сегодня предлагает мировой лидер по скорости печати и переналадки в полном формате.
В наши дни все ведущие производители используют секционное построение в своих листовых офсетных машинах. Но не стоит забывать, что этот конструктивный принцип был разработан инженерами Саксонии, а потом уже подхвачен другими поставщиками. И в истории полиграфии такое бывало не раз.