"Чтобы не просто бурчать, а перевести все в утилитарную плоскость, предлагаю обсудить конкретный вопрос. Например, здесь много писалось о выходе украинских типографий и полиграфистов на европейский рынок. По этому вопросу у меня уже есть кое-какие наблюдения, и я готов поделиться ими с коллегами.
Как известно в полиграфии есть три основных метрики:

  1. Цена.
  2. Сроки.
  3. Качество.

Ну если качество условно назовем одинаковым, то сравнить первые два параметра было мне крайне любопытно.

Из Украины кажется, что в Европе живут очень богатые люди, и они готовы платить за один и тот же продукт гораздо больше чем в Украине. Наши выводы основываются на простых жизненных наблюдениях, например, на стоимости бензина или среднего обеда в ресторане. Однако, наши выводы тут неверны. Европейцы скрупулезно считают деньги. И расстаются с ними они гораздо более неохотно чем мы, украинцы. Да уж.

В случае с бензином, просто нет никакой альтернативы, все что может сделать с этим человек это покупать автомобиль с минимальным потреблением и, желательно, — дизеля. Что они и делают.

В случае с рестораном тоже все понятно — ресторанный бизнес несет гораздо более высокую нагрузку по расходам, чем в Украине. Если у нас можно оформить ресторан на ФЛП второй группы и платить 244 грн. в месяц, то там такое не прокатит. Из общения с ребятами, которые уже некоторое время пытаются заработать (при высоких ценах) в ресторанном бизнесе я понимаю, что сделать им это очень трудно. Кроме основных налогов, которые платят любые предприятия, есть отдельные тарифы на мусор, воду, канализацию.

Владелец должен оплачивать регулярные осмотры сотрудников у врачей ( больше сотни евро, за человека), оплачивать ежемесячно "консультации" инспектора СЭС (официально, естественно), чего, например, стоит налог на авторские права €35 в месяц для небольшого кафе, если кафе находится В ЗОНЕ ВЕЩАНИЯ радио и ТВ, даже если в нем нет приемника или телевизора :)

В результате этих нагрузок ресторанный бизнес, даже при высоких ценах вряд ли можно назвать более рентабельным чем в Украине.

Т.е. мы видим конечный результат - большую цену, но не понимаем, что они в итоге зарабатывают.

Возвращаясь к нашим баранам. Сходу тоже кажется, что цены на полиграфию высокие, и зарабатывают европейцы немало.

Проведя некоторое исследование рынка в интересующем меня сегменте (рекламная полиграфия через Интернет), я прихожу к мысли, что конечная рентабельность полиграфического бизнеса в Европе, как бы не меньше, чем в Украине.

Конечно, европейский рынок огромен, с массой небедных потребителей и это дает надежду на возможность "выгрызть" себе небольшое место под солнцем. Но и забывать про серьезнейшую конкуренцию просто нельзя. Конечно не настолько дурно-отчаянную, с желанием убить ценами всех коллег, даже ценой собственной жизни, как порой это происходит в Украине, но тем не менее, по основным направлениям конкурировать очень сложно, практически невозможно.

Поговорив с массой потенциальных заказчиков, я понял что есть еще один неприятный момент, основанный на том, что жизнь европейцев более организованна — у них все мероприятия и события планируются заранее и полиграфия увы тоже. Поэтому встретить тут такого "сладкого" клиента, который готов платить больше, но чтобы напечатали "на утро" или на "вчера" практически невозможно.

Конечно в европейских сервисах web-to-print есть опции экспресс-печати и доставки: Same day или Overnight, но используют их буквально единицы. Основной поток заказов (около 90%) рассчитан на самый длинный срок изготовления с доставкой 3-5 рабочих дней. При таких сроках клиент получает наименьшую стоимость.

Казалось бы это прекрасно, и это наш шанс, как раз за это время можно отпечатать тираж и привезти его из Украины.

Но учитывая все этапы — производство, упаковка, затаможка, транспортировка через не всегда открытую границу, растаможка, доставка к клиенту — так и получается, что этот заказ фактически нужно отпечатать "на утро".

Со сроками понятно.

Теперь о ценах.

Приведу реальный пример. Конечные клиенты — ресторан печатают иногда, но регулярно флаеры А5 (по нашему - листовки) в одной известной Интернет-типографии. Главный критерий — цена, так как обычно он заказывает, как и все, с длинным сроком но за меньшие деньги. Естественно, хотят ниже цену. Тираж 5 000 или 10 000, стандартная бумага 130 грамм. Т.е. офсет в сборку.

Ерунда-вопрос, говорю я ему, напечатаем тебе в Украине дешевле.

Он мне показывает сайт, где печатается и даже имеет некоторую скидку за регулярность. Давайте вместе сравним цены и поймем, возможно ли поставлять такую продукцию из Украины.

На конкретной продукции это проще. Для примера известный и популярный сайт из Германии, название известно всем кто в теме, но писать тут не буду, чтобы не сочли за рекламу. Уровень цены на нем в общем среднеевропейский. Такие же сервисы есть в Италии, Франции и др. странах Европы.

Цены без НДС ( для экспорта) и с НДС но, внимание! с доставкой до конечного покупателя!

Т.е. доставку которая стоит отнюдь не как "Новой Почтой" в Украине, типография закладывает в цену.

5 000 — €64

10 000 — €110.

Теперь давайте посмотрим на Украинские цены.

На сайтах лидеров этого рынка цена за тиражи:

  • 5 000 — 1 500 грн. (~€60).
  • 10 000 — 2 500 грн. (~€100).

Т.е. цены для конечного клиента, а ведь и тот и другой сайт предлагают их в розничном варианте, — практически одинаковые. Знаю точно, что украинские типографии дают посредникам в зависимости от объема еще некоторую скидку, например в 20-25%. Немцы же дают бонусы в зависимости от объема и постоянства.

Есть и другие маркетинговые вещи, например на известном итальянском сайте стандартная цена выше, но активно применяются промо-коды со скидками 5-10-20%

Если бы продукция украинской типографии была бы в Европе, это была бы прекрасная цена, учитывая сроки. Но ее нужно перевести, растаможить, заплатить ввозной НДС и еще и доставить конечному потребителю!
Если посчитать эти расходы, то цена выйдет далеко не такой сладкой, а ведь нужно еще конкурировать с очень раскрученными лидерами индустрии. Нужно обеспечить клиентский сервис на понятном потребителю языке, принимать деньги, платить там налоги, все это дополнительные затраты.

Приглашаю обсудить эти наблюдения.
Как мне кажется, реальным спросом в Европе могут пользоваться полиграфические услуги из Украины с большим количеством ручного труда, учитывая очень скромные заработные платы и социальные отчисления. Причем для небольших тиражей, так как большие тиражи продукции с ручным трудом европейцы традиционно заказывают в Китае.
Во всяком случае именно на этот сегмент я планирую ориентироваться в своей работе.
Что думаете?