Изначально принятый отечественной публикой довольно осторожно, планшетный компьютер Apple iPad начал стремительно набирать популярность во втором полугодии 2010-го года. Одной из причин тому было недопонимание возможностей, открывающихся перед обладателями сего девайса.

Идея планшетного компьютера (Tablet PC) не нова, и модели, выходившие до детища Apple, мягко говоря, разочаровывали. Но у iPad есть одно существенное преимущество – эргономика, доведенная до уровня искусства. К этому относится дизайн интерфейса (иконки приложений, по словам Стива Джобса, хочется «лизнуть»), инновационная функциональность, а также ощущение единства и логичности взаимодействия  компонентов, как входящих в ОС по умолчанию, так и производства сторонних разработчиков. Пускай сегодня в наших широтах iPad остается просто дорогой игрушкой, но попомните мое слово – через десятилетие-другое жизнь человека будет трудно представить без постоянной и стабильной связи со всем миром, в том числе – посредством подобных устройств.

Одной из по-настоящему инновационных ниш, возникших во многом благодаря популярности iPad, являются электронные журналы и другая периодика. Бесспорно, она существовала задолго до появления планшетного компьютера Apple, но именно благодаря его возможностям и популярности издатели получили платформу, позволяющую выгодно изменить долю своего присутствия в мировом информационном пространстве.

 

Журналы будущего – это не просто PDF-файл, просматриваемый с помощью переносной «читалки». Это – интерактивное приложение с активными гиперссылками, видео, интерактивными  и динамическими элементами. Восприятие информации в данном случае происходит не только по зрительному каналу. К тому же, сам факт интерактивности дает большую свободу читателю, что повышает уровень заинтересованности контентом.  И это относится не только к газетам и журналам. Для платформы iPad создаются и интерактивные книги. Пример – «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.

Впечатляет, не так ли? А сколько радости такое издание может принести детям! И это еще только начало. Дело в том, что читатель, листая подобное издание, получает совершенно другой уровень опыта. Он уже даже не читатель, а участник, игрок. Следовательно, уровень вникания в происходящее на страницах произведения возрастает. Конечно, при условии, если излишняя интерактивность не будет отвлекать от чтения, но эта проблема решается на стадии дизайна и верстки приложения.

Давайте перейдем к теме периодики для iPad. Данная ниша сегодня хотя и является совсем еще молодой, но, тем не менее, развивается стремительно.  Наиболее массовые мировые периодические издания успешно создают и продают интерактивные версии своих выпусков. Общая тенденция показывает, что в ближайшем будущем практически все уважаемые издания мира обзаведутся интерактивными версиями. Преимущество такого формата – в объединении традиционных достоинств бумажных версий изданий и их веб-вариантов. Ощущение самого процесса покупки свежего номера Times не заменить банальным вбиванием адреса в соответствующую строку веб-браузера. К тому же, созданный с учетом многовековых традиций верстки журнал куда приятней для глаза, чем новостная лента, читаемая с монитора. Эти преимущества перенимают и интерактивные журналы для планшетных ПК, страницы которых в принципе довольно схожи с таковыми в классических журналах. Другое дело, что иллюстрации в них оживают, навигация производится гораздо быстрее, и доступ к такому изданию возможен из любой точки земного шара, в которой доступен Интернет.

Ниже представлена демонстрация версии журнала Time для iPad.

Преимуществами журналов для интернет-планшетов также являются:

неограниченный объем издания; простой процесс покупки; защита от пиратства; свободное место в журнальном шкафу

Нельзя также забывать и о новом формате рекламы в подобных изданиях. К примеру, в журнале BMW при нажатии на изображение новой модели мотоцикла проигрывается звук мощного двигателя. Также, модель можно просматривать в трех измерениях.

Но больше всех меня впечатлила интерактивная версия журнала Wired. К его созданию разработчики подошли очень серьезно, и, в результате мы можем заглянуть в будущее издания уже сегодня.

Справедливости ради, стоит отметить, что продажи журналов для iPad постепенно снижаются: если первый мультимедийный выпуск Wired разошелся тиражом в 100 тыс.,  то следующий продался 31 тыс. раз. Октябрьский и ноябрьский выпуски разошлись тиражом в 22 и 23 тысячи экземпляров. Безусловно, в начале сказался эффект новизны услуги, но радует то, что сегодня уровень продаж относительно стабилен. Тем более, что даже сейчас тиражи проданных электронных версий впечатляют.

Почитать журналы в электронном виде есть возможность и в Украине. На сайте www.ej.ua представлена богатая коллекция электронных версий журналов, издаваемых в нашей стране. Конечно, это всего лишь макеты изданий, представленных для чтения с монитора – лишь подобие зарубежных мультимедийных журналов. Надеемся, что ситуация скоро изменится, тем более, что в России уже давно издается интерактивные версии Cosmopolitan, «Ведомостей» и «Популярной механики» для iPad.

Главной помехой для продвижения столь многообещающего вида продукции в Украине является цена устройств, воспроизводящих контент.  iPad у нас можно приобрести в диапазоне от $700 до $1200, в зависимости от объема памяти и наличия чипа 3G. Но не все так плохо, ведь как грибы после дождя появляются устройства, основанные на более дешевой, открытой платформе Android. Данная платформа является альтернативой Apple iOS, и поддерживается большинством изданий. Цена на такие устройства вполне адекватна.

Приятного путешествия в мир мультимедиа!

P.S. Электронную версию журнала о полиграфии PrintPlus Вы можете приобрести в интернет-магазине «Инициал» по адресу www.initial.kiev.ua .