Print+: Как бы Вы охарактеризовали этот сложнейший в истории полиграфии Украины год – для страны, полиграфистов, вашей компании?
Наталья Самойленко: Если говорить о состоянии разных рынков, то нельзя однозначно сказать, что для всех отраслей этот год был провальным. Какие-то отрасли потеряли значительные доли рынка (недвижимость, туризм, аграрный, полиграфический, страховой, рекламный бизнес), но такая ситуация наблюдалась далеко не везде. Например, в несколько раз повысился спрос на речные перевозки (хотя в целом объем транспортных услуг снизился по сравнению с прошлым годом до 30%), развивалась электронная коммерция (бытовая техника и др.).На прошлогоднем уровне, по финансовым показателям, находятся услуги юристов, финансовый консалтинг. Все эти данные говорят о том, что все отрасли потихоньку реструктуризируются, модернизируются и используют ресурсы для сокращения глобальных затрат.
В последние несколько месяцев мы наблюдаем процесс переориентирования рынка на внешнеэкономического заказчика. Это достаточно сложный и значимый для каждой типографии шаг. Европейский рынок привык к качеству, быстроте реагирования и удобству сервиса. Компании, способные привлечь европейских заказчиков, изначально готовы к изменениям в подходе к печати заказов. «ЯМ Сервис Украина» всегда была проевропейской компанией. Ценности, отношения к клиентам, честная конкурентная борьба, трудолюбие приоритетны для нас, и именно этим мы вызывали желание работать с нами. Стабильность, порядочность, профессионализм не утратят своей ценности в любое, даже самое сложное время». К качеству, как бы ни странно это выглядит в нынешний период, рынок движется медленно, но уверенно. Переход на внешнеэкономическую деятельность требует от компаний максимальной собранности, профессионализма и оптимального предоставления необходимых услуг (в основном, я имею в виду наличие замкнутого цикла производства). Что касается нас, то сотрудники компании принимали и продолжают принимать активное участие в построении новой Украины — сильной, развитой и самодостаточной. Мы, конечно же, идем в ногу со временем. «ЯМ Сервис Украина» предлагает рынку только качественные материалы, которые оптимально подходят для работы с любыми заказчиками. Мы будем работать, честно конкурировать на рынке и репутация компании-профессионала во всем будет несомненно крепнуть с каждым днем.
Print+: Такое понятие, как «отложенный спрос» вполне уместно в контексте происходящих событий. Видимо, ваша компания – не исключение, и некоторые реализуемые проекты приостановились...
Н. С.: Из-за нестабильной ситуации в стране компании заняли позицию ожидания и предприняли меры по снижению расходов – приостановили планы по развитию бизнеса и оптимизировали штат. К тому же инвестировать в страну, в которой проходят боевые действия, никто не спешит. Стоит ли сейчас начинать разговоры о каких-то новых дорогих проектах, — большой вопрос. Конечно же, компании будут развиваться, но рынок замер. Каждый стремится урезать свои расходы, не понимая, как сложится ситуация завтра. А ведь деньги — это кровь экономики. В этих условиях очень важны адекватные действия руководителей предприятий. Мы, к сожалению, не знаем, как долго украинская экономика будет ощущать на себе последствия кризиса, поэтому на первый план выходят текущие задачи, а проекты пока откладываются.
Print+: Что происходило в текущем году в сегменте расходных материалов, поставляемых «ЯМ Сервис Украина». Удалось ли сохранить круг клиентов или (возможно) расширить его?
Н. С.: Говоря об ассортименте расходных материалов «на любой вкус», исходя из требований рынка, мы пополнили разнообразие пластин бюджетной серией. В сегодняшних тяжелых условиях полиграфисты стараются сократить расходы, стремясь при этом сохранить качество. Мы всячески будем поддерживать компании своими материалами, знаниями и опытом. В 2014 г. мы сохранили занимаемую долю рынка. Наши клиенты остаются с нами. Взаимопонимание, ответственность, порядочность и стабильность — это те качества, которые характеризуют всех наших партнеров. Несмотря на различные жизненные катаклизмы, революции, отключения света, демпинг, непорядочность конкурентов мы хотим сказать спасибо нашим клиентам за их порядочность, надежность и умение различать добро и зло.
Print+: Незатихающие волны колебания национальной валюты... Расскажите о минусах и (возможно) плюсах этой ситуации для полиграфии.
Н. С.: Падение гривны может иметь только один положительный момент — это стимул, позволяющий поддержать производителей Украины (переориентация на внутренний рынок). Но это сказано, к сожалению, не про полиграфический рынок. Отсутствие производителей сырья не дает нам возможности подстраховаться или взрастить нашего собственного производителя.Зарабатываение денег — это основная цель работы любого предприятия. Мы хотим получать за свою работу вознаграждение, для того, чтобы развиваться дальше и/или жить долго, счастливо и богато. При прыгающем курсе валют руководители предприятий задают один и тот же вопрос: «Что будет с прибылью и будет ли она вообще?» Работа ради работы? Никто не дает никаких гарантий стабилизации курсов. Резкие скачки курса приводят к нежеланию кредитовать предприятия Украины. Нам дают маленькие товарные кредиты из-за боязни потери вложений и политической нестабильности. Правительство говорит достаточно открыто: «На ситуацию с валютой, по оценкам НБУ, сильно повлияли бои на Донбассе». Кто-то мог спрогнозировать, что будут взрывать заводы и фабрики? Разрушенные предприятия – это непоступление валютной выручки. Эти регионы — 25% потенциала нашей страны. Все это понимают, но в этих условиях нужно работать дальше. Для того, чтобы рассчитаться за импортируемые сырье и материалы, продавцы привязывают продажу к валюте. Только схема возврата курсовых разниц в договоре, подписанном с клиентом, может обеспечить возврат изначально потраченных денег в полном объеме. Предоплата за реализуемый товар тоже значительно облегчает жизнь поставщиков. Компании, демпингующие и не учитывающие курсовых разниц в своей работе, обречены на негативный результат. «Зализать раны» быстро, как это было в прошлую волну кризиса, уже не получится. Это будет долгий, болезненный процесс восстановления. Все мы несем риски. Как поставщики, так и производители готовы быть гибкими и толерантными, особенно в это тяжелое время, но похоронить бизнес ради кажущейся быстрой прибыли никто не согласен. Желание долгие годы занимать нишу на рынке учит руководителей предприятий анализировать ситуацию и планировать свою работу и доходы.
Print+: Вы неоднократно говорили о необходимости «санации» полиграфии. Ситуация сейчас настолько непростая, что «санация» может быть очень жесткой. Ваша компания готова к этому?
Н. С.: Поскольку нельзя сказать когда ситуация изменится, нужно выработать стратегию поведения в период нестабильности. И сейчас самая правильная стратегия поведения компании на рынке — это стратегия выживания: не нужно строить амбициозные планы по глобальному расширению или диверсификации, необходимо удержать приобретенную рыночную нишу и реализовать свои самые главные (основные) конкурентные преимущества. Сейчас скидки дают практически все продавцы. Кто-то заявляет о тотальном снижении цен, другие говорят о распродаже. Спрос снизился и компании пытаются привлечь покупателей, снижая цены.
Учитывая снижение уровня потребления товаров и услуг во всех сферах, компаниям в большинстве случаев демпинг может грозить лишь снижением доходов. Но, учитывая влияние таких факторов, как курсовая разница, для некоторых компаний демпинг может обернуться крахом. Для рынка в целом такая ситуация может стать серьезной проблемой на этапе выхода экономики из кризиса: повышение цен негативно воспринимается потребителями. Демпинг может быть частью стратегии развития любой компании на определенном этапе ее реализации. Все зависит от целей компании, их долгосрочности и внешних факторов: насыщенности рынка, уровня конкуренции, экономического положения в конкретном регионе. Демпинг, в прямом его понимании, не может быть частью стратегии удержания клиентской базы. Ценовые инструменты могут быть частью программы лояльности клиентов, но, по сути, должны являться лишь «комплиментом», либо реализовываться как дифференцированные скидки для каких-то оптовых/крупных и/или постоянных клиентов. В первую очередь, нужно отталкиваться от краткосрочных и долгосрочных целей компании, опираясь на оценку динамики фактических ключевых показателей эффективности коммерческих операций.
Ценовая гонка — не всегда демпинг и может вестись разными способами. Внешне она может напоминать ценовую войну, но на самом деле ею не являться. «Умные» компании только снаружи кажутся участниками такого рода войн, они используют другие инструменты, что более чем логично. В классическом варианте по факту насыщения конкретный рынок будет поделен, и тогда ценовые войны перестают быть инструментами роста объема бизнеса. В такой ситуации ценовая война может лишь обрушить рынок для всех его участников.
Компания «ЯМ Сервис Украина» готова к изменениям требований рынка, к гибкости в отношении клиентов и к работе. Наши принципы: профессионализм, качество и внимание. Мы честно боремся за каждого клиента, не прибегаем к какому-то черному пиару и оскорблениям, не радуемся, когда кому-то плохо или совершаются ошибки. Порядочность в отношении рынка поощряется гораздо чаще, чем негатив, выбрасываемый против конкурентов.
Print+: Какие действия проводятся в Вашей компании, связанные с работой в осложнившейся ситуации на рынке?
Н. С.: Мы часто общаемся с клиентами, постоянно анализируем ситуацию на рынке, цены, ассортимент. Про демпинг даже не имеет смысла говорить. Наш товар оптимален по цене и качеству. Если посчитать результат экономии в конце производственного цикла после использования наших пластин, то клиент всегда остается доволен. Если рынок требует, мы идем на расширение ассортимента и удовлетворение желаний клиентов, не снижая при этом качество. Наши специалисты постоянно работают с сотрудниками CtP-участков, с печатниками;мы вместе с клиентами решаем и возникающие производственные вопросы и сотрудничаем с финансовыми службами, менеджерами, снабженцами и ТОП-менеджментом.
«Нет границ, нет нерешенных вопросов. Если взялся, то нужно довести дело до конца или не стоит даже начинать».
Print+: В программе ваших поставок ряд инновационных решений. В том числе, продуктивное оборудование для струйной цифровой печати от ваших партнеров, эргономичные решения в листовой и рулонной офсетной печати, в перспективе — совместные разработки в области нанографии. Расскажите о перспективах всего этого в Украине!
Н. С.: Так сложились обстоятельства, что вначале все новинки проходят полевые испытания на территориях стран-разработчиков. Япония, США или европейское государство — не имеет значения. До нас результат доходит только потом. Связано это и с требованием нашего человека все «пощупать-проверить» и с отсутствием наших отечественных коммерчески реализуемых инновационных разработок как таковых.Поэтому о нанографии нечего разглагольствовать: ждем с нетерпением!Что касается струйных систем, они широко могут быть использованы уже сейчас. Главный их недостаток — это сравнительно большие начальные инвестиции. Любая совершенная технология требует в первую очередь понимания и признания нашими потребителями: зачем она нужна. Только после этого возникает интерес к реализации проектов.Но должен быть сформирован (или хотя бы должна быть понятна схема его формирования) отложенный или реальный спрос на ту или иную услугу, тот или иной продукт.Мы всего лишь предлагаем идею и инструмент к его удовлетворению.
Print+: Неблагодарное сейчас дело — прогнозы давать, но все же! Сделайте прогноз развития рынка полиграфии в Украине в долгосрочной и краткосрочной перспективе.
Н. С.: Скоро Новый год :). Это самый краткосрочный прогноз, и он обязательно осуществится :).В Украине рано или поздно наступит стабильность. Во всем. Мы вместе с вами работаем над этим. Восстановятся объемы работы, откроются новые издания, рекламодатели вернут свои потерянные 30% и всем станет легче. А сейчас повторюсь: «Не нужно строить амбициозные планы по глобальному расширению или диверсификации, необходимо удержать приобретенную рыночную нишу и реализовать свои самые главные (основные) конкурентные преимущества».