Не все так плохо в Датском королевстве. Народ по делу на выставку тоже заглянул. Еще в первый день отметила для себя интересную тенденцию: журналы продавались лучше, чем справочники "Полиграфия Украины", это означает, что на выставке было больше типографий, чем рекламных агентств. Печать на ткани и цифровая печать — темы, как всегда, актуальные.

Здесь и далее: фотографии Максима Сирыка (Максиму — отдельное спасибо!)

Web-to-print совсем не популярен, специализированные номера в основном листались без приобретения. Увидела явный интерес к новинкам, поэтому хорошо пошли номера с обзором по Fespa, хотя один из клиентов посетовал на обилие нем материала по УФ-плоттерам и недостаток материала по сольвентным. Что ж, мировые тренды мировыми трендами, а экологичность у нас в моде будет завтра. Или послезавтра.

Также интересовались люди и новинками цифровой тонерной печати, как сказал один из посетителей: "Не хочу покупать оборудование, которое завтра устареет". И посетовал на недостаток специальных обзоров по каждой новинке. Так что в следующем году нам стоит добавить "продукт номера", а нашим рекламодателям всерьез задуматься, что на семинарах они все равно не могут в полной мере охватить свою целевую аудиторию и возможностей донести информацию о продуктах у отраслевых СМИ больше. И выглядит такая информация объективнее. Таблички с характеристиками по основным видам оборудования пошли бы хорошо. 

Поскольку к стенду подходило много офсетчиков, чувствовался недостаток технологичных статей.
Во второй день подтянулись и продажи справочника, а значит, и рекламные агентства. Которые также листали журналы в поисках полезных для себя статей. Особенно с необычными технологиями и сразу так чтобы контакты были. Несколько раз издание даже покупали именно как пример технологий (крепкий блок или красивые вклейки).

Так что типографиям тоже стоит задуматься в сторону пиара, а нам — о том, чтобы сделать спецвыпуск специально для агентств.
Особо отмечу и ленивость отрасли, бумажники и поставщики расходников, отказавшиеся даже полистать, не то чтобы купить, наиболее полный в отрасли каталог типографий всех видов печати вызывает недоумение. Или уважение :) Раз новые клиенты не нужны, значит, все сыты и довольны :).


Минусы

Необъяснимо дорогое кафе. Чай из пакетика — 8 грн, капуччино — 20 грн... Ресторанная наценка-с.

Сюда же роскошный спор с охранником, не пропускавшим нас с пакетом журналов без таинственной зеленой бумажки, которую к тому времени на стенд не принесли. Зато к тому времени приехало такси, которое очень даже любит ждать своих клиентов. 50 копеек или гривну за каждую минуту. Почему бы заветную зеленую бумажку не принести с утра последнего дня, или еще в первый день? Представитель организатора рассказал что-то там про порядок и про то, что не первый год участвуете, должны про бумажку знать.


Третий день трехдневной выставки — день студентов. Мамочки... Я готовлюсь стать преподавателем, училась на той же специальности, что и большинство студентов, пришедших на выставку. Но... Такого наплыва я не видела ни на одной выставке за 10 лет. С удивительным заданием — сфотографировать любое издание, вернее, его аннотацию и содержание. Поскольку СМИ было мало, почти весь удар пришелся на наш стенд. Вернее, все 50, или 60, или сколько там щелчков объектива. А в это время реальные клиенты проходили мимо. Хнык :(

Зачем делать отдельный день? Может, стоит распределить их всех равномерно? А еще, но это уже вопрос к преподавателям, которые не факт, что его когда-то услышат — фотографировать издание? на промышленной выставке? серьезно? Есть такие заведения, которые называются библиотеки. И еще ларьки "Пресса" и книжные магазины. За тенденциями в издательском деле можно отправлять туда или на выставку книг, есть в нашей стране и такие. А на промышленной выставке будущие редакторы могут почерпнуть знания о... о, да, о промышленности. В данном случае, о изготовлении сувенирной продукции, что для будущих редакторов было бы вполне полезно, поскольку большая часть из них, получив диплом, будет гордо именовать себя пиарщиками и маркетологами.


Забыла отметить в минусах. Участников было откровенно мало, а поставщиков оборудования, так и вовсе: раз-два, и обчелся. К рискам этого этого года добавилась высокая, судя по отзывам многих моих коллег, стоимость участия. Будем надеятся, что к следующему году либо цена упадет, либо поставщики разбогатеют. Иначе наша отрасль останется без отраслевых выставок, а полиграфисты за новинками будут ездить только за границу. И компромисс тут стоит искать совместно обеим сторонам. Можно даже "Принт плюс" использовать как организатора такой встречи. Семинары и фуршеты — семинары и фуршеты — все еще не вариант. Целевая аудитория журнала, как и у выставки — шире. 

В целом, посещаемость нашего стенда за три дня была на уровне...
Ну и, конечно, самое вкусное во всей выставке — встреча с давними партнерами. Которые поддерживали в сложное 2008-е, 2009-е и, в более сложное "некризисное" время. Спасибо, что вы есть. И мы будем и дальше стараться поддерживать вас, знакомить отрасль с вашими новинками и доносить до ваших потенциальных клиентов все самое интересное!