В статье пойдет речь о рынке оперативной полиграфии Украины. Компании, работающие в этом сегменте, довольно динамичны и даже в нынешних условиях (а за событиями в Украине, без преувеличения, следит весь мир) находят возможность инвестировать средства в развитие.
Немного о рынке
Украинский рынок оперативной печати разнороден, достаточно крупные по украинским меркам типографии уживаются на нем с массой небольших салонов оперативной полиграфии. И если пул компаний, занимающих по объему печати лидирующее положение на рынке и рассматривающих цифровую печать как системный бизнес, давно определился, то круг небольших салонов постоянно видоизменяется.
За несколько месяцев до революционных событий в Киеве я выступал с презентацией на крупнейшей украинской выставке полиграфических технологий T-Rex. Один из блоков моего доклада был посвящен рынку оперативной полиграфии.
Ключевыми его тенденциями я назвал такие:
- усиление конкуренции на рынке цифровой печати Киева и в регионах (качественного параметра конкуренции, что выражается в улучшении логистики: переход на новый уровень сервиса – «сегодня-на-сегодня и качественно» декларируют многие, но реально могут немногие). Постепенно рынок может прийти к состоянию работы по схеме 24/7);
- потенциальное снижение цены до 99 коп. (без бумаги) за формат SRА3 4+0 («Печать офсетных тиражей цифрой») – что адекватно €0,09-0,1 по тогдашнему курсу (сегодня, кстати, эта услуга в некоторых типографиях сохранилась, только ее стоимость составляет 1,2 грн (что адекватно примерно €0,075), а начинаются такие тиражи по-прежнему с 500 листов третьего формата. Увеличение длины цифровых тиражей в этих условиях было объяснимо, равно как и то, что сегодня цифровые типографии продолжают оказывать реальную конкуренцию офсетным;
- переезд отдельных операторов рынка в регионы, где конкуренция не столь значительна (например, из Львова в Ужгород);
- объем заказов на рынке цифровой печати сегодня меньше, чем может произвести имеющийся парк машин, рынок перегревается поставщиками цифрового оборудования (происходит примерно то же самое, что было в 2008 г. на рынке офсетной печати). Этот процесс, безусловно, продолжается и после известных кризисных событий. Потому что продавать стало в разы сложнее;
- операторы рынка печати стремятся предоставлять услуги консалтинга, продавать оборудование, заниматься его сервисным обслуживанием, продавать расходные материалы. О чем это говорит? Очевидно, есть неудовлетворенность действиями вендоров либо – просто дополнительные услуги?
В базе данных справочника «Полиграфия Украины», который мы (РА «Да Винчи») также издаем, порядка 2 тысяч компаний, оказывающих услуги цифровой печати, преимущественно, речь идет об оперативной полиграфии. Впрочем, типичный набор услуг таких салонов – наряду с оперативной печатью листовой продукции – нанесение изображений на одежду, рекламно-сувенирную продукцию, нередко фотоуслуги, изготовление багетов.
На рынке оперативной полиграфии Украины работает не слишком много машин, находящихся на вершине производственных линеек ведущих мировых производителей. В частности, только три iGen3 используются для коммерческой печати и еще один работает в системе Минфина; популярны машины Konica Minolta bizhub с6500, с7000 и, в последнее время, c8000 (осуществлено порядка пяти инсталляций этой машины). Уже длительное время Canon, Toshiba, Sharp, Ricoh и ряд других производителей не инсталлировали в Украине производительные системы цифровой печати, относящиеся к топ-уровню.
Таким образом, на рынке продаж оборудования конкурируют две компании – украинское представительство Xerox и ДП «Коника Минолта Украина», которое подчиняется польскому офису Konica Minolta. С этого года о своем намерении составить им реальную конкуренцию громко заявило ООО «Кенон Украина».
Среди типографий оперативной печати на рынке Украины наиболее заметны «Абрис-Принт», Интернет-типография Vizitka.com, «Карбон-Сервис», «Ондеманд», «Фастпринт» (Киев), «Принт-бистро», «ЕС-Сервис» (Одесса), «Дружба», «Новый мир» (Донецк), Центр оперативной полиграфии «Планета» (Луганск), «Алладин-Принт», «Зёбра», «Студия Форма», «Яскравий друк» (Харьков), «Финвей» (Запорожье) и некоторые другие компании.
Это сложившиеся производства, которые работают преимущественно в сегменте В2В, регулярно инвестируют средства в замену машинного парка. Соответственно, за редким исключением, лидеры рынка оперативной полиграфии Украины предпочитают изготавливать продукцию с высокой добавочной стоимостью, дополнительным постпечатными операциями, а не листовую (буклеты в несколько фальцев, малотиражные книги в твердом переплете, персонализированная календарная продукция, блокноты и т.п.). Немало тонерных систем печати задействовано для производства фотокниг, — впрочем, это направление не получило в Украине должного развития, хотя случаи успешного ведения бизнеса присутствуют.
Отдельный разговор – оперативная полиграфия онлайн. В этом сегменте работает немало цифровых типографий, которые успешно кооперируются с офсетными производствами, ориентированными на сборные тиражи. Уровень цен в итоге такой, что даже при прежней степени интеграции Украины в Европу многие типографии успешно оказывали услуги заказчикам из Европы (и со всеми пересылками тамошним заказчикам заказать в Украине все равно выходило дешевле). Проведу аналогию. Руководитель Vizitka.com Сергей Боженко выражал недоумение, когда крупная итальянская типография, работающая в сегменте онлайн-полиграфии, вышла на рынок России, а стоимость продукции пересмотреть забыла. В результате чего отдельные составляющие прайса вызывают улыбку. И в украинских онлайн-типографиях напечатать стоит еще дешевле, чем в России, при достаточно неплохом, а иногда и отличном уровне обслуживания.
После революции
Скажем несколько слов о последних событиях, которые оказали самое непосредственное влияние на развитие рынка оперативной полиграфии. Прежде всего, несколько систем производительной печати (три Konica Minolta bizhub с8000) были инсталлированы в компаниях, находящихся в проблемных регионах. Например, в донецком «Новом мире» и Интернет-типография Vizitka.com (один из офисов которой находится в аннексированном Россией Крыму). У компаний, естественно, возникли сложности — Интернет-типография Vizitka.com была вынуждена переформатировать производство, создавать новый сайт, ориентированный на работу с крымскими и некоторыми другими заказчиками. Руководство «Нового мира» говорит о том, что заказчики «сидят на мешках», что в общем-то очевидно: когда идет война, не до печати.
В то же время некоторые киевские типографии смогли нарастить объемы и инвестируют средства в новое оборудование, как правило, для офсетной печати и постпечатное. Руководители «Абрис-Принта» и «Карбон-сервиса» говорят о том, что сегодня прекрасное время для того, чтобы переосмыслить подходы к ведению бизнеса, и при этом ни в коем случае нельзя останавливаться. Подобного мнения придерживается и директор типографии «Ондеманд», который рекомендует владельцам бизнеса не забывать о рекламной составляющей и дополнительной популяризации своего бизнеса в нынешних непростых условиях.
За этими словами – кропотливый труд, ежедневный мониторинг ситуации на валютном рынке (напомним, что в течение полугода коммерческий курс гривни к доллару изменился с 8,3 грн/$ до 12 грн/$ или с 11,12 грн/€ до 16-17 грн/€), что не замедлило сказаться на удорожании услуг оперативной полиграфии. Нельзя сказать, что стоимость печати видоизменилась ровно настолько, насколько подорожал доллар, но составляющая расходных материалов, естественно, при формировании стоимости учитывается. Тем не менее, у нас есть основания предположить, что стоимость листовой печати на украинском рынке оперативной полиграфии все еще значительно ниже, чем на европейском. Например, стоимость оттиска SRA3 4+0 для заказчиков сегмента В2В в ряде киевских типографий составляет 1,95-2,5 грн (без бумаги), что соответствует €0,12-0,16 за SRA3 4+0 (без бумаги). Для сравнения, в регионах стоимость листовой печати может составлять и €0,75 за SRA3 4+0 (без бумаги), правда, как правило, в сегменте В2С (кстати, Николай Башкиров, владелец типографии «Ондеманд» в Киеве и сети салонов «Планета» в Луганске рассказывал, сколь сложно типографии одновременно работать с корпоративными клиентами и «на улицу; подходы то совершенно разные, но прежде всего, ощутима разница в цене). При этом, далеко не всегда, региональные типографии сталкиваются со значительно более низким уровнем конкуренции. Нет, он и в Ужгороде либо Тернополе достаточно высок.
Дело, очевидно, в самой модели работы, хотя и в уровне конкуренции тоже. В Киеве компании, которые определяют уровень цен на рынке оперативной полиграфии, работают преимущественно с посредниками (рекламными агентствами), а также типографиями офсетной печати, которым заказы выгоднее размещать на стороне, даже если у них самих в обойме есть одна-две цифровых машины. В отдельных же регионах Украины типографии цифровой печати взаимодействуют чаще с конечными пользователями (одно время, поток инвестиций в некоторые областные центры Западной Украины был довольно весомым и, соответственно, открывалось немало совместных предприятий в области автомобиле-, приборостроения, производства бытовой электроники). Все эти предприятия – заказчики продукции оперативной полиграфии.
Интересно, что последние события в стране вовсе не охладили пыл некоторых инвесторов, которые до сих рассматривают цифровую печать как достаточно выгодное вложение средств. Разумеется, мало кто задумывается, что с небольшим оборудованием конкурировать на достаточно развитом рынке мегаполисов будет непросто, а для покупки солидного оборудования компании, выходящей на рынок с ноля, необходим как минимум солидный пул заказов. По меткому замечанию директора типографии «Принт бистро» Александра Рашковецкого, почему-то все думают, что оперативная полиграфия – жутко прибыльная отрасль и пытаются выходить на этот рынок. Впрочем, Александр прогнозирует, что к концу года многие из подобных энтузиастов разорятся либо временно покинут рынок.
Что же касается типографий, оснащенных производительными системами печати, то у них перед небольшими салонами есть масса преимуществ, прежде всего – возможность маневра. Они давно уже практически не печатают продукцию в листах, предпочитая производить изделия с полным полиграфическим циклом. Есть у заметных компаний и пул годами наработанных клиентов; но даже они не могут по отдельным позициям (визитки, флаеры, буклеты, листовки) конкурировать со сборными тиражами, и это существенно сдерживает развитие рынка цифровой печати в Украине.
Хотя очевидно, что если типографии оперативной полиграфии не могут печатать тиражи дешевле, чем это обходится в сборных тиражах, нужно каким-то образом искать компромиссы и переразмещать заказы в офсетных типографиях. В Украине ряд типографий уже длительное время успешно печатают сборные тиражи, и основными поставщиками заказов для них (наряду с рекламными агентствами) являются как раз типографии оперативной полиграфии, а также структуры, работающие в сегменте Web-to-Print. Часто типографии оперативной полиграфии и офсетной печати договариваются о взаимном трафике заказов, иногда даже вполне официально.
Так, мы писали об альянсе онлайн-проектов Vizitka.com и «Поліграфія онлайн» (владелец сайта — ГК «Вольф», крупная и очень заметная на рынке типография офсетной печати).
Сегодня действует общая ценовая политика по тем видам продуктов, которые производят как Vizitka.com, так и ГК «Вольф» (визитки, флаеры, буклеты, листовки, плакаты).
Клиенты могут спокойно переходить на сайт «Поліграфія онлайн» с Vizitka.com и наоборот, повторно не регистрируясь. Таким образом, в рамках альянса он-лайн проектов, клиенты получают полный спектр продукции, отпечатанной как офсетным, так и цифровым способом.
Предусмотрено и совместное продвижение и рекламирование сайтов, чтобы клиенты компаний в полной мере ощутили дополнительные преимущества, которые дает сотрудничество с альянсом.
Что делать
Сегодня, разумеется, мы не можем говорить, что жизнь в Украине вошла в нормальное русло. Но, тем не менее, она продолжается. И типографиям оперативной полиграфии необходимо думать, как жить дальше. И прежде всего, размышлять, а стоит ли инвестировать в развитие производства.
Здесь все довольно неоднозначно, но большинство наших собеседников склоняются к мысли, что сегодня с инвестициями в новое печатающее оборудование лучше повременить. Одни при этом говорят о своем стремлении вкладывать средство в дополнительное послепечатное оборудование либо оборудование офсетной печати. Вторые – о необходимости еще больше автоматизировать производство и синхронизировать его возможности с автоматизированными системами учета, а также еще больше автоматизировать сам процесс прохождения заказов в типографии, минимизировать влияние человеческого фактора. Интересна мысль руководителя типографии «Принт-бистро», который говорит, что рост стоимости услуг цифровой печати в Украине столь же неизбежен, как и рост заработных плат, и именно поэтому владельцам бизнесов нужно внедрять средства автоматизации, чтобы уменьшить зависимость от человеческого фактора.
Кое-кто скептически относится к инвестированию средств в он-лайн полиграфию, отмечая, что подобная форма работы уместна в цифровом сегменте при охвате всей территории Украины, а при работе на рынке своего региона возможность заказать полиграфию через Интернет воспринимается заказчиками скептически.
Иные задумываются о дальнейшей оптимизации ценообразования, высказывая, к примеру, здравые мысли, что калькуляцию заказов желательно привязать к времени, потраченному на его производство и личному времени менеджера, потраченному на прохождение заказа. Очевидно, что на нынешних президентских выборах, а также на сопутствующих выборах (меров Киева и некоторых городов) типографии цифровой печати заработали гораздо меньше, чем обычно. Причины – нестабильность экономической и политической ситуации; предсказуемые (во многих случаях) итоги выборов; наличие массы альтернатив цифровой печати. Доминируют, что у Порошенко, что у Тимошенко расходы на рекламу на телевидении – по 80%.
Немного прогнозов
Когда в ноябре прошлого года я готовил глобальный обзор по украинскому рынку Web-to-Print, меня интересовало сразу несколько аспектов. К примеру, степень заинтересованности украинских типографий Web-to-Print в выходе на рынки Европейского союза. Отметим, что на этих рынках успешно работают некоторые украинские производители картонной и гибкой упаковки, типографии, ориентированные на печать журнальной, каталожной и другой подобной продукции. О цифровиках этого сказать пока нельзя. Хотя ведущие компании сегмента Web-to-Print (ориентированные по большей части на оперативную полиграфию) на рынки ЕС собираются и опыт работы с ними, как я уже отмечал выше имеют.
Например, бизнес Vizitka.com получил развитие на рынке ЕС. В 2013 г. франшизу Vizitka.com приобрела одна из болгарских типографий, находящаяся в Варне. Руководитель Vizitka.com Сергей Боженко считает болгарский опыт успешным и собирается ретранслировать его на Западную Европу, в том числе организовав собственный бизнес.
Предложение Vizitka.com позволяет партнерам в любом государстве без начальных затрат войти в технологию Web-to-Print и избежать необходимых для этого действий: Интернет-маркетинга, продвижения сайта, клиентского сервиса, коммуникаций с заказчиками.
За небольшие комиссионные отчисления региональные партнеры получают новый рынок, занимаясь при этом привычным для себя делом – печатают заказы.
В данном случае, Vizitka.com создает сайт с адресом http://vizitka.com/ваш_город, наполняет его уникальными материалами и формирует список продукции согласно возможностям заказчика. Переход клиентов из региона заказчика именно на его сайт производится автоматически с помощью Geo IP.
Vizitka.com осуществляет постоянную техническую поддержку работоспособности сервиса, а также обновление и введение новых функций, осуществляет продвижение, Интернет-маркетинг и контекстную рекламу в Google и Яндекс.
Vizitka.com обслуживает клиентов через все виды коммуникаций (сообщения на сайте, чат, телефон, социальные сети), решает проблемные вопросы.
Специалисты Vizitka.com осуществляют допечатную подготовку и проверяют соответствие заказов формальным техническим условиям. Дизайнеры сервиса создают макеты продукции по заявкам потребителей и предлагают эскизы до полного утверждения заказчиком.
После утверждения макета заказы передаются партнеру для полиграфического исполнения.
Так вот, если говорить о прогностическом аспекте, то вся полиграфия Украины (не только типографии оперативной полиграфии) надеется на быструю и полноценную интеграцию с Евросоюзом. Некоторые украинские типографии активно сотрудничали с рынком России, но после известных осложнений вынуждены переориентироваться на другие внешние рынки (это, конечно, касается цифровиков значительно меньше, чем упаковочные офсетные и флексографские типографии, но тем не менее). Таким образом, можно ожидать, что наиболее динамичные украинские типографии цифрой печати попытаются ретранслировать свой опыт на рынки Восточной и даже Западной Европы, открыв там производства или, по крайней мере, представительства.
Увеличение инвестиционной активности в Украину, которого мы все ждем, вряд ли приведет к взрывоподобному росту рынка оперативной полиграфии, хотя работы на нем и добавится. Неизбежный рост заработных плат, стоимости коммунальных платежей и аренды, очевидно, будет способствовать постепенному росту стоимости услуг и цифровой печати.