Генеральный директор компании «Пластикс-Украина» Иренеуш Дерек рассказал, как вести бизнес в Украине по-честному. Для этого журналистов пригласили на пресс-конференцию «Белые начинают и выигрывают. Прозрачный бизнес в Украине – не только возможно, но и выгодно».

На самом деле, поводов для встречи с прессой было несколько. Во-первых, в 2013 г. компания «Пластикс-Украина» отметила 15-летие. Во-вторых, пресс-конференция состоялась за несколько недель до исторического саммита в Вильнюсе, который определит внешний вектор Украины.

Пан Иренеуш Дерек отметил, что очень многие бизнесмены в Украине хотели бы работать по-европейски, и даже есть немало примеров компаний, которые уже работают подобным образом.

 

 

Экс-министр экономики и по вопросам европейской интеграции Александр Шлапак, который возглавляет сегодня Украинско-польскую хозяйственную палату подчеркнул, что Иренеуш Дерек ведет значительную общественную работу и руководит Союзом Польских Предпринимателей в Украине, а также является членом правления Украинско-польской хозяйственной палаты, которая накануне встречи Президентов Украины и Польши во Львове проводит очень значительную работу по подготовке к этому событию.

«Нам бракує адвокатів просування України до цивілізованого світу. Саме таким адвокатом є Іренеуш Дерек, якому властиві любов до життя та оптимізм», — подчеркнул Александр Шлапак. Также он вручил диплом Украинско-польской хозяйственной палаты компании «Пластикс-Украина» по поводу ее пятнадцатилетия.

Как отметил далее Иренеуш Дерек, на определенном этапе в компании «Пластикс-Украина» начали относиться к ведению бизнеса в Украине как к тренингу, потому что учиться приходилось каждый день.

 

Собственно, об этих «уроках» нам рассказали представители команды Иренеуша («Заметьте, я не говорю «молодой команды», — отметил Дерек) маркетолог и руководитель департамента Viscom Людмила Седова и руководитель департамента внешней логистики Сергей Клавкин.

Как отметила Людмила, «Пластикс-Украина» — практическое доказательство того, что выстраивать эффективную политику компании можно и в Украине. Главное – заработать себе имя. Ведь именно кристально чистая репутация компании на украинском рынке стала основой успешного маркетинга.

С «Пластиксом» охотно имеют дело, потому что компания поставляет в Украину только оригинальные продукты ведущих производителей, гарантирует качество продукции и ведет понятную и предсказуемую финансовую политику. 

«Пластикс-Украина» снискал и заслуженное уважение европейских поставщиков. Ведь если вендор работает с несколькими партнерами в Украине, он, как правило, отдает предпочтение той компании, которая ведет бизнес по европейским стандартам. Соответственно, это влияет и на итоговый уровень цен материалов.

Собственно, за внешние торговые операции отвечает департамент, возглавляемый Сергеем Клавкиным, который отметил, что работать успешно, честно и прозрачно в Украине можно и нужно. Иностранные партнеры «Пластикс-Украина» видят, что компания формирует европейскую модель бизнеса и доверяют «Пластиксу». Естественно, такая модель требует более скрупулезного отношения к международным торговым операциям. «Мы спим спокойно, не боимся проверок, все наши цифры и объемы полностью совпадают с данными, декларируемыми европейскими поставщиками», — отметил Сергей Клавкин. 

В то же время европейским партнерам не всегда понятны требования «Пластикс-Украина» — возможные сложности во взаимоотношениях решаются исключительно законным путем (официальные письма со стороны поставщика, документы Торгово-промышленных палат европейских государств). Во многих случаях украинской компании приходится работать на опережение, заранее предусматривая возможные проблемы. В целом же, как резюмировал Сергей Клавкин, прозрачность ведения бизнеса не является чем-то из ряда вон выходящим. Нужно лишь:

решить работать честно; реорганизовать менеджмент; заработать положительную репутацию для ведения международного бизнеса.

Министр-советник, руководитель отдела содействия торговле и инвестициям Польши Анджей Грабовски отметил, что весь объем продаж, которые осуществляет компания «Пластикс-Украина» под руководством гражданина Польши Иренеуша Дерека, включается в статистику экспорта Украины. В целом же Украина для Польши – важный партнер, о чем свидетельствует постоянный рост торгового оборота между двумя государствами – пускай он пока не достиг уровня 2008 г. ($8794 млн), но все же составил в 2012 г. $7830,4 млн, а в этом году, возможно, несколько возрастет.

При этом динамика экспорта Польши значительно лучше (11,3%), чем экспорт Украины, который, к сожалению, снизился по сравнению с прошлым годом на 21,2%.

Несколько возрос и объем польских прямых инвестиций в украинскую экономику – $916,4 млн (в 2012 г.) и $920,9 млн (в 2013 г.). В то же время, как позднее отметил заместитель председателя Украинско-польской торгово-промышленной палаты Олег Дубиш, структура польских инвестиций в Украину бинарная – то есть официально их уровень составляет порядка $50 млн.

 

Интересно, что на Варшавской фондовой бирже котируются акции 12 украинских компаний. Также пан Анджей отметил, что инвестиционный индекс Украины за последнее время повысился на 0,23 ед., что дает нам некоторые шансы в преддверии саммита в Вильнюсе.

Олег Дубиш также акцентировал внимание присутствующих на важности подписания Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Сегодня же тональность международных экономических форумов банальна – слишком мало позитивных эмоций испытывают западные предприниматели, которые попробовали развивать бизнес с украинцами.

Даже если результат саммита в Вильнюсе для Украины будет негативным, альтернативы европейскому развитию у страны все равно нет.

Значительной заслугой компании «Пластикс-Украины» и Иренеуша Дерека Олег Дубиш назвал стремление всегда поступать по закону. По мнению Олега, предприниматели в Украине должны находить возможности для создания позитивного имиджа ведения бизнеса, как это делает Иренеуш.

При Украинско-польской хозяйственной палате создан «Клуб журналистов», цель которого — помочь представителям украинских и польских СМИ объективно освещать проблематику украинско-польских отношений. Олег Дубиш пригласил всех журналистов на Форум во Львове, приуроченный к открытию очередного таможенного перехода между Украиной и Польшей, который завершится встречей Президентов двух наших государств.

Директор Союза Польских Предпринимателей в Украине Светлана Генина рассказал, что в Союзе состоит порядка 60 польских компаний, но к сожалению, многие из них в последнее время практически не получают развития.

В период бурного развития экономики в Украине был период, когда через польские компании в нашу страну поступал даже интернациональный капитал, однако после кризиса количество динамично развивающихся польских компаний в Украине существенно снизилось. Связано это, по мнению Гениной, с тем, что государство постоянно меняет правила игры — тем не менее, сегодня практически не выработаны нормы, в рамках которых бизнес может динамично развиваться.

Сам же Иренеуш Дерек заметил, что одна из целей конференции, чтобы украинцы узнали немного больше о польских инвестициях в Украину. «Отвечая на вопрос «Почему вы инвестировали в Украину?» я всегда говорю, что Украина – привлекательный рынок. Но привлекательность в жизни человека со временем проходит. Двадцать лет назад Украина была более привлекательна, сегодня ее время постепенно уходит. Вот и получается, что Украина по-прежнему остается в статусе страны с большими перспективами и большими возможностями, однако эта привлекательность постоянно снижается», – отметил Дерек.

Далее Иренеуш Дерек остановился еще на двух аспектах формирования имиджа «Пластикс-Украина»: «Мы реализуем социальные проекты и воспитываем своих сотрудников в ключе социальной ответственности. Гордимся, что повседневно работаем на благо себя и имиджа компании.

 

«Вам не кажется, что все дело в ментальности украинцев», — таким был первый вопрос журналистов, адресованный Иренеушу Дереку.

По мнению Иренеуша Дерека, ментальность украинцев и поляков отличается незначительно. В Украине, скорее, упущено время, когда малый бизнес начал подниматься до состояния среднего. К сожалению, малый бизнес был загнан в определенные рамки и все последующее время пытался из этих рамок выйти. Теперь же у Украины не так много времени – и меняться необходимо значительно быстрее.

Олег Дубиш дополнил Дерека, отметив, что в обществе нет согласия: «Ми платимо податки, а ви не крадіть! Приміром, у Польщі ви не побачите засилля «Майбахів» та «Мазератті». Ці проблеми створені самим суспільством. Варто будувати таке громадянське суспільство, яке змусить відповісти політиків за вчинені ними дії».

— «Вы реально верите, что «Пластикс-Украина» и подобные ей по образу ведения бизнеса компании смогут изменить ситуацию в стране?» — таким был следующий вопрос к Иренеушу Дереку. Как отметил Дерек, после прихода очередных контролирующих органов у него, конечно же, возникают определенные вопросы, однако «не верил бы я, не сидели б мы здесь». Кстати, как подчеркнул далее Олег Дубиш, поляки, подписав соглашение об ассоциации с Евросоюзом, шли к вступлению в него еще 11 лет — соответственно, Украину ожидает, вероятнее всего, еще более длительный путь.

Следующий вопрос журналистов касался взаимоотношений «Пластикс-Украина» с фискальными органами. «Если чиновники хотят «покреативить», мы предпочитаем решать вопросы цивилизованным путем, то есть в суде, — ответил Дерек Иренеуш. – С нами не договориться. Мы всегда идем до конца. Это дорогого стоит».

В качестве резюме приведем еще одну прозвучавшую цитату: «Не хотят в Европу те, кто прячется за стенку. Сильный бизнес готов к испытаниям с любой стороны. Однако не стоит думать, что после возможного подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, работа компаний, которые привыкли «решать дела», моментально существенно изменится. Для Украины интеграция в Европу – только путь, а меняться или нет, зависит от нас с вами. От того, насколько вы этого хотите».