Постики - еще одна новинка типографии «Start-Полиграф»
«Start-Полиграф» стала одной из первых на отечественном полиграфическом рынке компаний, предложивших конечному заказчику не услуги в общепринятом понимании, а готовый продукт. Освоив промышленное производство блоков для записей с запечатанным торцом, типография применила технологию, разработанную для изготовления«3D-кубариков», в производстве стикеров (post-it или попросту «постики»).
Интересные факты о стикерах:
сегодня существует более 1000 различных продуктов, выпускаемых под брендом Post-it, которые продаются в более чем 100 странах; для того чтобы обернуть земной шар, потребуется 506 880 000 листков Post-it® стандартного размера (70х75 мм); в 1996 году при проверке самолета после полета в Миннеаполис, был найден листок Post-it, приклеенный к носу самолета еще в Лас-Вегасе. Этот листок, который предназначался для экипажа, выстоял не только взлет и посадку, но и скорость 800 км/час при температуре –50 градусов Цельсия! исследование 1998 года, проведенное в США показало, что в среднем офисный работник получает 11 сообщений в день, написанных на листках Post-it; в 2000 году на благотворительном аукционе был продан листок Post-it, на который была нанесена графика известного художника R.B. Kitaj. Таким образом, Post-it, проданный за $925 попал в книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой Post-it; в 2004 Post-it становится произведением искусства. Во время выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке Post-it побеждает в номинации «Скромный шедевр».
История появления Post-it® Notes началась с попытки специалиста исследовательской лаборатории компании ЗМ Спенсера Сильвера улучшить качество клейкой ленты Scotch® также изобретенной компанией ЗМ). В 1968 году он получил плотный клей, который не впитывался в поверхность и был, на первый взгляд, бесполезен для усовершенствования ленты. Благодаря этому новому клею удавалось скреплять различные поверхности при небольшом нажатии. Уникальный клей не оставлял следов после отклеивания, и поверхности можно было скреплять многократно. Однако долгое время никто не мог придумать как можно использовать эти уникальные свойства. Несколько лет спустя, решение о практическом применении нового клея случайно нашел коллега разработчика - Арт Фрай.
В 1978 году Артур Фрай, сотрудник компании 3М, коллега и друг Сильвера, неожиданно и случайно нашел практическое применение этой новой технологии клея PSA (Pressure Sensitive Adhesive - клей, клеящее действие которого усиливается при давлении [англ.]). Артур решил использовать бумажные закладки, с нанесенным на него клеящим слоем для того, чтобы отмечать нужные страницы в церковных псалмах. Он пел в церковном хоре и отчаялся выучить наизусть нужные тексты, а обычные закладки в книге постоянно выпадали и нужные страницы постоянно терялись. Новые закладки крепко держались, клей не просачивался сквозь бумагу. Артур рассказал о своем открытии коллегам, и вскоре команда единомышленников занялась коммерческой реализацией нового проекта.Вскоре клейкие листочки стали настоящим хитом.
В 1999 году журнал Fortune включил его в список важнейших изобретений XX века.
А помнишь, как все начиналось?
К печати на бумаге с липким краем в «Start-Полиграф» до поры до времени относились спокойно. Но только до тех пор, пока делегация типографии не посетила одну из крупнейших в мире выставок промо-индустрии PSI в Дюссельдорфе, которая проводится на тех же площадях, что и DRUPA.
Это огромное мероприятие занимает шесть павильонов. В нем участвуют преимущественно производители промо-сувениров. Из почти 1000 экспонентов в выставке принимало участие и 20 типографий, среди которых 15(!) занимаются только стикерами типа Post-It. И больше ничего производить не стремятся.
Статистика подействовала и в компании взялись за дело.
В результате производство постиков стало новой задачей «Start-Полиграф».«Если б нам удалось сделать направление постиков безальтернативным, было бы прекрасно. Но в наших реалиях это не представляется возможным», - комментируют в компании.
Где нужны стики?
На сегодняшний день стикеры (post-it) востребованы, как минимум, в двух больших сегментах. Первый из них связан с идентификацией компании. Корпоративный постик станет обычным элементом фирменного стиля компании, потому что выполняет данную функцию точно так же, как бланк, конверт, визитка. Это ежедневный расходный материал любого офисного сотрудника, бухгалтера и руководителя.
Компания 3М продает в год 50 млрд листиков с клейким краем различного размера, цвета и формы (если оценивать в штуках, то компания продает каждый год 555 млн упаковок классических стикеров Post-It). Не существует ни одной компании, которая бы не пользовалась постиками.
«Start-Полиграф» уже готов предложить компаниям, работающим на украинском рынке, брендированные постики по цене сопоставимой с постиками, продающихся в магазинах канцтоваров и торговых сетях.
Впрочем, многим компаниям постики будут интереснее и полезнее в разрезе рекламной полиграфии. На Западе очень часто календари и блокноты предлагаются в комплексе со стиками. По этому же пути пошли и в «Start-Полиграф», предложив заказчикам промо-наборы.
В Европе большая доля заказчиков постиков – это типографии. Почему? Потому что постики используются в комплекте с календарями, блокнотами, различными канцелярскими товарами. Проанализировав европейский опыт, директор «Start-Полиграф» Тимур Владимирский утверждает, что «11% стикеров у компаний, обладающих технологией их производства, выкупают типографии как заготовки для чего-либо или дополнительный элемент своей будущей продукции».
Технологические особенности
Базовой номенклатуры стикеров типа Post-It не существует, зато используются определенные типоразмеры наиболее часто употребляемых видов постиков. Постики наиболее экономно для заказчика производятся форматом 50х75 мм, 70x75 мм,100х75 мм, а количество постиков в готовом блоке обычно кратно 25. Эти стандарты закладывала еще компания 3М, и сегодня являющаяся законодателем мод в этом сегменте.
Естественно, чтобы освоить выпуск совершенно нового для рынка Украины продукта, «Start-Полиграф» инвестировал средства в специальное печатающее оборудование (опыт, накопленный при освоении выпуска кубариков, помог с оперативной отладкой печатных и постпечатных процессов). Серийного оборудования, позволяющего печатать постики, в природе не существует. Поэтому специалистам компании пришлось соответствующим образом дорабатывать оборудование, которое удалось найти на рынке. И вдаваться в технологические подробности того, что именно было сделано, они не спешат.
В направлении поставок сырья «Start-Полиграф» не работает с 3М, так как эта компания, являясь законодателем рынка постиков, предпочитает не продавать сторонним организациям производимое ею сырье. Поэтому украинская типография нашла альтернативного поставщика. Компания, поставляющая материалы в «Start-Полиграф», производит довольно широкий ассортимент материалов для печати постиков, с разными вариантами нанесения клеевого слоя.
Для печати постиков используется стандартная белая бумага – 80 г/м2. Тонированная в массе бумага – на 10% дороже белой. К появлению в ассортименте поставщика специфических цветов в «Start-Полиграф» относятся спокойно, намереваясь в дальнейшем поддерживать на складе только определенную линейку цветов (сегодня это желтый, салатовый, оранжевый и розовый), а также экологический материал – крафт-бумагу.
Западные производители предпочитают патентовать вновь создаваемые образцы постиков. Задумываются о патентовании новых форм и видов постиков и в «Start-Полиграф».
В компании уже созданы интересные образцы постиков. В частности, интересен продукт «Авоська». Это оригинальный мини-набор для похода в магазин со стиковым блокнотом.
«Авоська» - это специально разработанное приспособление для максимальной оптимизации процесса покупки, которое состоит из жесткой основы, блока для записей из листочков с клейким слоем (типа Post-it), специального эластичного фиксатора, магнита и ручки. Магнит и ручка позволяют удобно и в нужное время записать список покупок (при помощи магнита крепится к холодильнику, т.е. всегда под рукой), а эластичный фиксатор надежно удерживает на тележке для покупок. Такая нужная, многофункциональная и удобная в любом хозяйстве вещь, не может быть не замечена специалистами в области рекламы. «Авоська» является практически идеальным рекламоносителем. Особо нужно подчеркнуть, что это изделие находится в поле зрения покупателя непосредственно в момент покупки, таким образом, наличие на нем рекламы, способно повлиять на предпочтение и решение о покупке того или иного товара.
Небезизвестным Андреем Мелько снято промо-видео специально о продукте «Авоська».
Вывод прост: создание новых видов стиков ограничено только фантазией.
Кто круче? Стикер против кубарика?
3D-Кубарики (еще один уникальный продукт «Start-Полиграф») - вещь имиджевая и относительно дорогая. И кубарик не есть средство первой необходимости. А вот постик – «не роскошь, а средство коммуникации». Ведь без них многие не мыслят себе делопроизводство или ведение домашнего хозяйства. Если кубарики с фигурной высечкой – продукт эксклюзивный, то постики – абсолютно массовый и доступный продукт.
Несмотря на то, что и кубарики, и постики – продукты для нашего рынка уникальны и оригинальны, это два абсолютно разных продукта. В случае с кубариками «Start-Полиграф» вынужден был, фактически, самостоятельно формировать новую целевую аудиторию, опираясь на существующих клиентов, а также предлагая продукт новым для себя сегментам рынка. В случае с постиками рынок уже сформирован и задача компании – несколько другая. Отработав механизмы работы с новым продуктом на уже имеющихся заказчиках, постараться привлечь представителей совершенно новых для себя целевых аудиторий – знакомых, впрочем, с таким видом полиграфической продукции как постики.
По мнению Олега Руденко, руководителя отдела продвижения новых продуктов типографии «Start-Полиграф», именно постики гораздо интереснее для заказчиков, чем кубарики. Они дешевле и утилитарнее, более функциональны. Наличие кубарика на столе у бухгалтера или делопроизводителя практически не влияет на его деятельность. Зато постики у него есть всегда и, по мнению представителей «Start-Полиграф», совершенно не важно, купит ли он их в ближайших канцтоварах или непосредственно у отечественного производителя. Заметим, уже брендированные и примерно по той же цене.
Постик хорош и органичен в составе чего-либо. К примеру, банальный стик в виде стрелочки в комплексе с блокнотом воспринимается совсем иначе. А форм и видов стиков существует безумное количество. И нередко это достаточно сложные с полиграфической точки зрения конструкции. Равно как и применения постикам можно найти самые неожиданные.
Взять, к примеру, те же пробнички в журналы. Их использование далеко не всегда мотивированно как с точки зрения вложений, так и учитывая производственные возможности подрядчиков. И если кто-то не в состоянии вклеить пробник либо по каким-то причинам предпочитает этого не делать, то пробник можно заменить блоком постиков.
И внимание привлекает, и в хозяйстве пригодится.
В2В – в чести!
Довольно непраздный вопрос, адресованный мной «Start-Полиграф», касался механизмов работы с целевыми аудиториями. Ведь в случае со стиками (особенно, если учесть опыт «Start-Полиграф» в создании точек розничных продаж в сетях национального масштаба, таких как супермаркеты «Эпицентр», книжные магазины «Читай Город» и др.) было бы логично рассчитывать на смещение акцентов в сторону производства сувенирной продукции для конечного потребителя. А ничего подобного! В приоритете останется сегмент В2В.
С компанией 3М очень сложно конкурировать, потому что она в бизнесе производства постиков находится длительное время и определяет стандарты его ведения, в том числе и в плане формирования стоимости. Да и, как отмечает Тимур Владимирский, по направлению кубариков, по итогам прошлого года розничные продажи принесли всего 10% от объема. То есть корпоративный сектор на сегодняшний день просто непобедим.
И вложений он требует меньше, потому что для вхождения в розничную сеть производителю приходится замораживать определенную часть средств. И связано это с наполнением торговых точек, необходимостью работать по пост-оплате, не всегда порядочностью со стороны розничных продавцов. А в корпоративном секторе мало того, что принята 50-100% предоплата, так еще и выпуская уникальный продукт, «Start-Полиграф» может быстрее рассчитывать на оплату.
Мы уже упоминали, что в «Start-Полиграфе» рассчитывают на типографии как на одну из важных для продвижения постиков целевых аудиторий. Думается, интересны читателю будут и данные, предоставленные Тимуром Владимирским, касающиеся целевых аудиторий, с которыми производители постиков работают на Западе (рис. 1).
Рисунок 1. Целевые аудитории, с которыми производители стиков работают на Западе
А вот данных, которые б иллюстрировали ценность постиков как отдельно взятого продукта и их же как часть комплексного продукта, нам встретить не удалось. Очевидно, стоит надеяться, что такие данные сможет со временем наработать «Start-Полиграф».
Став производителем уникального продукта – кубариков – в «Start-Полиграф» поняли, что монополия – это замечательно. Поэтому ситуации, при которых заказчика не устроят предлагаемые типографией типоразмеры кубариков или постиков либо условия их изготовления, не рассматриваются.
Rex - акцент на стикерах?
Естественно, на выставке Rex «Start-Полиграф» планирует промотировать новое направление, не забывая и о направлении кубариков. Продвигать классические услуги типографии Тимур Владимирский не видит никакого смысла. А сегмент постиков – весьма динамичен, утверждают в «Start-Полиграф», в качестве примера приводя два каталога своего ключевого поставщика материалов, за год весьма существенно изменившего номенклатуру.
Помимо существенного расширения непосредственно цветовой гаммы эти производители теперь предлагают спецматериалы – кальку, пленку, текстурные и экоматериалы. А также многое другое…
Станет ли направление стикеров приоритетным, покажет время. В «Start-Полиграф» говорят, что, как и с кубариками (которые долго учились изготавливать и продвигать на рынке, а теперь при готовом ноже могут изготовить за два дня), в производстве постиков хотят достичь совершенства.