В первой статье цикла о цифровой печати мы рассматриваем общие тенденции рынка, касаемся вопросов ценообразования и делаем предположение, что рынок цифровой печати «перегревается» дистрибуторами цифровой техники (у которых идут на поводу сами операторы рынка), а ситуация эта до боли напоминает ту, которая наблюдалась на рынке офсетной печати незадолго до кризиса 2008 года.
Так ли это? Прислушаемся к мнению руководителей нескольких ключевых украинских типографий, оказывающих услуги цифровой печати, а также специалистов, которые зарекомендовали себя как эксперты цифрового рынка.
Общие тенденции рынка
«Рынок цифровой печати развивается и будет развиваться. Этот процесс происходит за счет сокращения длины тиражей офсетной печати и перетекания заказов в цифровой сегмент», — отмечает директор компании «Карбон-Сервис» Юрий Якимчук.
Действительно, объем рынка офсетной печати, хоть и медленно, но все же сокращается, но стоимость многих работ, перетекающих в сегмент цифровой печати, для конечных клиентов остается высокой. Хотя в последнее время ввиду увеличения количества печатных мощностей и политики дистрибуторов, уменьшающих стоимость клика, стоимость цифровой печати для конечных пользователей снижается.
Как водится, многие операторы рынка цифровой печати небезосновательно сетуют на общую экономическую ситуацию в стране.
Ради чего мы работаем
Андрей Соколов, директор компании «Мультипост»
«Разница между заработком и расходом – это то, ради чего мы работаем. И чтобы увеличить эту цифру, нужно уменьшать расходы и увеличивать доходы. Мое ощущение таково, что состояние экономики и состояние финансового рынка, рынка кредитования подталкивает многие компании к свертыванию деятельности».
Что, впрочем, не исключает роста притязательности заказчиков. «Требования заказчиков растут, а технологические возможности многих типографий ограничены. И для игроков рынка очень важно все это гармонизировать и сбалансировать. Есть три основные составляющие услуги: цена, качество, сроки. В приоритете всегда могут быть максимум две. Чем-то нужно жертвовать. В приоритете цена — тогда балансируем между параметрами «качество» и «сроки». В приоритете качество — тогда не следует размещать заказы «на вчера» и т.д. На развитие рынка влияет масса переменных, но одним из важнейших факторов является не наличие оборудования/технологий, а умение выявлять потребности клиентов и предлагать оптимальне решения», — замечает директор типографии «Идея-Принт»[1] Юлия Пивоварова.
Многие типографии цифровой печати декларируют возможность печатать на всем, однако, на деле оказывается, что на отдельных материалах печатать просто убыточно. Вот и задумываются даже очень заметные на рынке типографии о сужении спектра материалов и о более четком позиционировании.
«Лабораторные условия» — слишком затратны
Юлия Пивоварова, директор типографии «Идея-Принт»
«В Украине создавать «лабораторные» условия для экспериментов – слишком затратно. Большинство клиентов не готовы оплачивать тесты и разработки. Часто получается интересная ситуация: решения о дизайне, выборе материала, а иногда и технологии заказчик принимает самостоятельно, а ответственность перекладывает на исполнителя — типографию. Очень хочется прийти к такой организации взаимодействия, когда заказчик еще на уровне задумки консультируется с исполнителем относительно правильного подбора материалов и технологии. Тогда есть возможность реализовать задачу с учетом всех параметров: цена, сроки. качество. С теми заказчиками, которые уже осознали преимущества подобной работы, сотрудничать намного легче: результат — плановый, удовлетворенность — выше».
Что продаем? И как продаем?
Начнем эту главу с нетривиального суждения Тараса Богатырева, руководителя компании «Печатин», которого посетила мысль — а правда ли, что интерес к полиграфии и полиграфической продукции у конечных пользователей снижается? Воспользовавшись маркетинговым инструментом Google Trend, Тарас получил выводы по вопросам «Как растет спрос на визитки» и «Популярность типографии у людей».
Например, популярность запроса «типография» в Интернете растет ежегодно[2].
На основании роста популярности поискового запроса «типография» можно сделать вывод, что люди интересуются полиграфической продукцией. В то же время по отдельным группам полиграфических изделий наблюдается стремительное падение количества поисковых запросов.
Как соотносятся эти вещи? Если интерес к источнику производства изделий растет, а интерес к обычным изделиям падает, то обычные изделия уже неактуальны. Скорее всего, люди, которые интересуются типографиями, ищут нестандартные изделия.
Кроме того, если типография говорит «У меня становится меньше клиентов», на фоне роста интереса к запросу «типография» можно сделать вывод, что типографии не умеют продавать свои услуги.
Если реалии таковы, что бизнес чахнет, надо подходить к бизнесу с головы, несмотря на то, что рынок растет. Совсем не случайно, на рынке цифровой печати большим спросом пользуется продукция с добавленной стоимостью, которая предоставляет клиенту дополнительную ценность. Производство подобной продукции связано с последующей постпечатной обработкой, тиснением, высечкой ... «Более половины листов, отпечатанных цифровым способом, подлежит у нас послепечатной обработке — порезке, биговке, ламинации, высечке, различного типа пошивке», — отмечает Юрий Якимчук.
Юрий говорит о стремлении «Карбон-Сервиса» внедрять на рынке новые услуги, в частности, компания на эксклюзивной основе предоставляет услуги по ламинированию оттисков цифровой печати пленками со специальными эффектами.
Предпочитаем брать изделие под ключ
Андриан Ниценко, директор типографии Aladdin-print
«Простая цифровая печать? Некоторые харьковские типографии работают исключительно на посредников, печатают пачки бумаги с минимальным постпрессом. «Мы же предпочитаем брать изделие «под ключ», разрабатывать идею».
Юлия Пивоварова подчеркивает важность коммуникации производства с менеджерами по продажам. Чтобы избежать возможных проблем при выполнении заказа, производство должно обеспечивать «обратную связь», накапливать статистику и устранять возможные проблемы в будущем. А менеджеры — работать непосредственно с заказчиками, четко отрабатывая каждую ситуацию, так как часто обнаруживается, что заказчики манипулируют понятиями и сопоставляют разные технологии. Важна и уверенность типографии, что предлагаемые решения оптимальны с точки зрения цены и результата.
«Идея-Принт» предлагает заказчикам дополнительные возможности, связанные с нанесением прозрачного тонера на машине Xerox 1000. Технология позволяет добиться эффекта выборочной лакировки на небольших тиражах, используется для защиты документов и частично заменяет традиционную ламинацию. Заказчики на небольших тиражах выигрывают в цене и сроках изготовления.
«Стоимость печати на Xerox DC 7000 и Xerox 1000, установленных в «Идее-Принт», несколько отличается, что связано с себестоимостью оттиска и дополнительными возможностями оборудования. Менеджер выясняет у клиента, какова специфика макета, и какие требования предъявляются к изделию. И просчитывает заказ в зависимости от сложности (печать плашек, использование бесцветного тонера, печать на дизайнерском картоне или синтетическом материале, увеличенный формат) по стоимости печати на соответствующей машине», — рассказывает Юлия.
В «Идее-Принт» нередко выполняют сложные заказы, связанные с длинными тиражами, которые не могут сделать другие компании, — это, несомненно, конкурентное преимущество. Но в сегменте коротких тиражей выполнение сложного заказа далеко не всегда бывает интересно.
Зачастую «Идея-Принт» привлекает заказчиков именно сложными проектами: здесь задумываются о том, чтобы увеличить стоимость на отдельные услуги и ограничить размер минимального заказа, который берется в производство, так как ряд заказов выполнять на дорогостоящем оборудовании нецелесообразно.
Подобной политики придерживаются и в «Абрис-Принте», где дополнительный акцент делают на качественном выявлении потребностей клиентов.
Вкладывать частичку души
Сергей Водопьянов, директор типографии «Абрис-Принт»
«Любой тираж цифровой печати мы можем дополнить эксклюзивной обработкой. Заказчиков больше и больше интересуют эксклюзивные новинки, с дополнительной стоимостью. Типографии обязаны следить за тенденциями и быть готовыми предложить эксклюзивные новинки. В сами же продажи надо вкладывать частичку души: может быть, заказчику не нужны 2 тыс. флаеров, а надо только 500? Или ему необходимы 500 флаеров одного и 500 флаеров другого типа?».
Некоторые известные на рынке типографии («Абрис-Принт», «Карбон-Сервис») не позиционирует себя как сугубо «цифровые», успешно объединяя возможности цифровой и офсетной печати. «Может, мне немного легче, потому что я практически убрал грань между цифровыми и офсетными, и наши заказчики не ощущают «провала», когда на «цифре» дорого, а своих мощностей офсетной печати у подрядчика нет», — говорит Сергей Водопьянов.
Действительно, заказчиков типографий часто клиентов не волнует, каким способом отпечатана продукция. С этим в некоторой мере и связано давление, оказываемое на типографии цифровой печати, со стороны заказчиков.
Ценовая политика
Даже в нынешних условиях на рынке иногда появляются новые компании (так, в прошлом году на киевский рынок вышла On-Demand). Единственный ли путь для таких типографий – снижать цены. И удастся ли их потом повысить!?
«Немотивированный демпинг, который практикуют некоторые достаточно крупные компании, не приведет ни к чему хорошему, — подчеркивает владелец типографии Okprint [3] Александр Джапаридзе. — Печатать цифровым способом – означает получать премиум-полиграфию в минимальном количестве экземпляров и по требованию. К сожалению, действия людей, которые снижают цену и пытаются как-то играть на этом, приводят к стагнации рынка, к тому, что со временем останется только персонализированная полиграфия в сегменте В2С, а объем сегмента В2В-сегмент ужмется».
В свою очередь, Андрей Якимчук («Карбон-Сервис») не исключает, что фактор цены особенно важен при первом контакте. Немало новых клиентов «Карбон-Сервис» привлек, проводя акции. Клиенты увидели, что работать с компанией удобно, интересно и результативно... Многие из них стали постоянными клиентами, хотя акционные цены обычно актуальны в течение месяца.
Тема ценовых войн на рынке цифровой печати постоянно обсуждается в периодике, на форумах, в кулуарных беседах. Юрий Якимчук, например, хотел бы услышать хоть от кого-то ответ на вопрос «А какой процент рентабельности в полиграфии является нормальным и при каких условиях?». Сам же он считает: «Не менее ста!» Хоть и отмечает, что еще пару лет назад цифровые типографии накручивали 500-700%, сегодня же и 150% прибыли считается едва ли не дурным вкусом. «У одной типографии при этом себестоимость «десять», а у другой – «три» (той же самой продукции), так почему ж ее не продавать по «десять»? И рентабельность будет выше, чем у типографии, которой продукция обходится в «десять», а продает она ее по «пятнадцать». Скорее, необходимо работать над структурой себестоимости продукта и находить пути ее оптимизации». Впрочем, есть в полиграфии и относительная аксиома — чем высшего класса машина, тем ниже себестоимость продукции.
Опираемся на собственные расчеты и возможности
Юрий Якимчук, директор типографии «Карбон-Сервис»
«Для себя мы считаем справедливыми цены, указанные в нашем прайсе. У кого-то другая стоимость, потому что в ее структуру входят другие составляющие. Мы смотрим на изменение цен конкурентов, структуру их работы. Но опираемся на собственные расчеты и возможности и делаем то, что нам интересно с экономической точки зрения».
Можем поговорить и о фактической стоимости продажи оттисков и их корреляции с процессами окупаемости оборудования. Средняя стоимость отпечатка А3 4+0 по Киеву для конечного пользователя – от 3 грн. А для рекламных агентств многие печатают и по 1,6 грн с бумагой. Типографиям с именем, обладающим определенным имиджем, оказывающим клиенту дополнительные услуги, проще продавать продукцию несколько дороже, с более высокой добавочной стоимостью. Кстати, зачастую менеджеры рекламных агентств производят «обработку» заказчика, вынуждая его размещать у них довольно сложный заказ. После чего размещают заказы в типографиях, стремясь максимально снизить стоимость. Конечно же в таких случаях для типографий лучше, если заказчики приходят непосредственно к ним.
Еще дешевле стоимость печати в регионах[4]. Как говорит Андриан Ниценко, директор харьковской типографии Aladdin-print [5] очень многие типографии работают с посредниками, которым предлагают неадекватно низкие цены, включающие, по сути, только стоимость бумаги и тонера. При этом средние цены составляют 1 грн за А4. А когда идет работа с «любимчиками-посредниками», стоимость может понижаться и до 50-75 коп. за А4.
«В ценовой политике, которую формируют Konica Minolta и Xerox, при стоимости клика не учитывается заполнение, соответственно, многие типографии, формируя стоимость для клиента, не учитывают заполнение оттиска. Когда же заказчик приходит в компанию, где установлены машины, которые официально не обслуживается компаниями Konica Minolta или Xerox, может идти речь о еще большей скидке при печати с низким заполнением. Поэтому на рынке Харькова вполне возможно оптовая стоимость 50-60 коп. за одностороннюю копию А4», — рассказывает Андриан.
Что же еще влияет на ценовую политику, принятую на рынке цифровой печати? В любом регионе Украины часть оборудования официально поставлена представителями компаний Konica Minolta, Xerox или Hewlett Packard — это оборудование печатает гарантированно, качественно и постоянно. Но в то же время часть оборудования завезено продавцами б.у. техники или типографиями самостоятельно из-за границы. Те, кто использует подобное оборудование, не преследует цели предоставлять идеальное качество, соответственно, их расходы на ремонт значительно меньше, чем у официальных партнеров Konica Minolta или Xerox. При этом многих клиентов более низкое качество печати вполне устраивает.
В Aladdin-print, в частности, один из отделов оказывает услуги более качественной печати, а другой — менее оперативной и качественной печати. Деление обусловлено как платежеспособностью клиентов, так и претензиями к качеству.
Когда речь идет о совмещении сторон, попадании в цвет, стабильности качества и изображения, приходится учитывать это в финансовых показателях и ценах. Подобное сегментирование клиентов приносит неплохие результаты.
Логично предположить, что средневзвешенная стоимость выполнения заказов снижается и из-за давления веба, ухудшения уровня жизни в Украине.
«Я б не позиционировал «Абрис-Принт» как типографию, которая производит ширпотреб для тех, у кого ухудшается жизнь, — говорит Сергей Водопьянов («Но мы говорим об «Абрис-Принте» в контексте ситуации на рынке в целом. Я понимаю, что в пустыне бывают оазисы. Но есть ведь общий тренд», — отвечаем Сергею).
«В общем, ценовое падение есть, потому что полиграфистам-цифровикам не хватает образованности. Но клиента можно удерживать не только ценой. А уж тем более нельзя сидеть и сетовать, что десять лет назад клик стоил $5, и на ризографе можно было заработать на квартиру. Работать надо!»
Еще одна грань. Нередко производительные системы печати устанавливаются в квартирах жилых домов, а значит, их владельцы не несут дополнительных издержек, связанных со стоимостью аренды или содержанием офисов, но как считает Александр Джапаридзе, владельцам подобных бизнесов имело б смысл задуматься о стоимости продажи оттисков и не обваливать рынок.
Рынок перегревают. История повторяется?
Соответствует ли емкость цифрового рынка количеству игроков, работающих на нем – вопрос не праздный? Впрочем, Юрий Якимчук считает, что работы хватает всем и, если грамотно подходить к делу, ее количество только увеличивается. Несмотря на обилие игроков разного калибра, тех, чье качество работы соответствует рыночным условиям, можно посчитать на пальцах в любом крупном городе и в масштабах Украины вообще.
Возьмем на себя смелость заявить, что на цифровом рынке сегодня творится примерно то же, что и на офсетном до кризиса 2008 года.
Например, производительные системы цифровой печати инсталлируются явно быстрее, чем растет объем полиграфических услуг в сегменте «цифры» (в Украине намного меньше тиражность и загрузка цифрового оборудования, чем в Европе. Даже 40 тыс. А4 в месяц по украинским меркам – достаточно хороший показатель).
У каждой второй-третьей цифровой типографии появляется новая печатная машина
Александр Джапаридзе, владелец компании Okprint
«Стоимость печатных машин сейчас снижается, меньше становится и стоимость вхождения в рынок. А количество людей, которые полагают этот бизнес суперприбыльным, увеличивается. У каждой второй-третьей цифровой типографии появляется новая печатная машина — скорострельная с низкой стоимостью клика. Чтобы на ней зарабатывать, нужно делать какое-то количество кликов (например 35-40 тыс. оттисков А3 в месяц), — размышляет Александр Джапаридзе. — И не потребляет пока украинский рынок количества копий, которые можно воспроизвести. Поэтому перенасыщенный рынок будет стагнировать».
Xerox, Konica Minolta, а в последнее время и Canon включились на украинском рынке в гонку за клиентов, позабыв заключить хотя бы пакт «Молотова-Риббентропа» о неснижении цены на оборудование или на клик. Чтобы завоевывать симпатии имеющихся типографий и вовлекать новые компании в цифровой бизнес они, естественно, будут вынуждены идти на дальнейшее снижение стоимости клика. «Когда покупали машину два года назад (Konica Minolta bizhub 6500), себестоимость клика составляла 54 копейки за А4. Казалось, что ниже не придумаешь. Сейчас себестоимость на Konica Minolta bizhub 7000 – 30 коп., а на Konica Minolta bizhub 8000 – 22 копейки», — говорит Александр Джапаридзе.
Тем не менее, многие планируют покупать новые производительные системы, поскольку для них это возможность достойно конкурировать на рынке. В частности, в типографии Aladdinprint постоянно парк полноцветного и монохромного оборудования постоянно расширяется. И к имеющейся производительной системе Konica Minolta bizhub Pro 6500 и нескольким Konica Minolta bizhub 220-224 вскоре будет добавлена еще одна производительная система печати. Одновременно идет оптимизация работы и техпроцесса с помощью компьютерных модулей, которые следят за всеми участками.
Бесконечный цикл работы, когда в конце срока эксплуатации предыдущей производительной системы покупается новая машина, но ее владелец вкладывает в покупку все заработанные ранее средства, как ни крутись, а напоминает бег на месте. И подобные ситуации рано или поздно приводят к закрытию типографии.
Чтобы избежать подобной ситуации, Okprint, к примеру старается удерживать определенный уровень цен. Большинство клиентов компании — крупные рекламные агентства, которые могут обратиться в типографию практически в любое время, но печать во внеурочное время и в выходные обойдется дороже.
Повышать уровень образованности!?
Говоря о «перегревании» рынка продаж цифрового оборудования дистрибуторами, Тарас Богатырев проводит аналогию с рынком контекстной рекламы. При этом он призывает рассматривать сразу несколько вопросов:
сколько стоит контекст, и как контекст распространяется? сколько стоят флаеры, и как флаеры распространяются (где, в каких областях применения они распространяются)? в каких случаях выгоднее печатать флаеры, и в каких случаях выгоднее пользоваться контекстной рекламой?В результате анализа, по словам Тараса, становится очевидно, что рынок «перегревается», скорее, в сегменте контекстной рекламы, а актуальность постоянно дешевеющих флаеров поэтому повышается. Ведь стоимость клика по запросам полиграфической тематики колеблется сегодня от 4 до 8 грн, а нередко доходит и до 20-30 гривен. Естественно, в этом случае выгоднее распространять полиграфическую продукцию.
Контекст не пощупаешь
Тарас Богатырев, идеолог проекта «Печатин»
«Да, контекст удобен: включил и сразу пошли звонки, посещения. Не надо тратиться на СЕО, продвижения, проплатил и отрегулировал запрос. Но контекст не пощупаешь, а полиграфическую продукцию можно пощупать. Контекст не засунешь в карман, ссылку на сайт можно забыть, флаер же можно положить в карман.
Соприкосновение веб- рекламы и рекламы, отпечатанной полиграфическим способом, усиливается. И, скорее всего, веб-реклама пока выигрывает. А если полиграфическое сообщество будет необразованнее и невежественнее, мы будем уступать в битве. Как только мы начнем повышать уровень образования, продажи вырастут».
Вот и Сергей Водопьянов говорит, что если четыре года назад контекстная реклама была панацеей, то сегодня – это не выход. «Некоторые дружественные типографии, которые прибегают к контекстной рекламе, работой, мягко говоря, не завалены. Возможно, правда, что запросы из стадии звонков не переходят в нечто большее из-за низкой квалификации менеджерского состава типографий».
Известно, и что многие типографии открывают странички в социальных сетях: Facebook, вконтакте, twitter, приглашают друзей, постят новости, но желаемого трафика заказов не получают. А все потому, что не понимают, для чего необходимы социальные сети, как правильно использовать контекст или баннерную рекламу. Подобный недостаток знаний. можно восполнить — просто надо хотеть.
Хватит быть на подхвате
«Я продолжаю повторять – хватит быть на «аутсорсе», то есть делать то, что тебе говорят, — подчеркивает Тарас Богатырев. — Хватит быть для заказчика простым исполнителем. Пока вы будете вести «бизнес в аутсорсинге» и изготавливать изделия для сторонних заказчиков, такой бизнес будет очень тяжело масштабировать, открыть филиал в другом городе или даже другом государстве».
Бизнес масштабируется за счет увеличения количества рабочих мест либо расширения машинного парка. И легче вырасти именно тем типографиям, которые производят уникальную продукцию (блокноты-«Аскеты», как «Маленька друкарня на Подолі» либо навороченные открытки»). «Придумайте что-то свое! – призывает Тарас Богатырев. — А когда вас скопируют, примите это как комплимент. И скорее всего к моменту начала копирования, у вас будет новая идея, реализовать которую позволят заработанные деньги».
Уникальность идеи, по сути, состоит в том, чтобы производить продукцию, а не оказывать услуги. Не будьте на подхвате!
Рынок будет развиваться?!
«В любом случае та технология, которая существует последние 7-10 лет, достигла своей точки развития. Скорость? Очень сомнительно, что в реалиях украинского рынка она станет камнем преткновения и вынудит полиграфистов приобретать новую технику. Качество? Любая производительная система печати может демонстрировать качество, сопоставимое с качеством конкурентных моделей», — считает Сергей Водопьянов.
Прислушаемся и к мнению Тараса Богатырева, который считает, что у всех производителей цифровых машин одинаковая технология печати. Тарас рассматривает трех игроков – Konica Minolta, Xerox, Canon, чьи представители активны в Украине. Тарас говорит — единственное, что может отличать этих игроков рынка, — это уровень сервиса. Проводя аналогию с Интернет-магазинами, он отмечает: клиента в одном месте пинают, а в другом любят за те же деньги. И клиент идет, естественно, туда, где любят. «Для меня, например, было шоком, когда я узнал, что срок реагирования сервисных служб в небольших городах, куда дистрибуторы продают технику на условиях «S+M» или «FSMA, два дня. А все это время типографии что, простаивать?
Юрий Якимчук надеется, что отечественный полиграфический рынок станет интересным для западных контор-монстров. Ведь если зайти на украинский рынок с долгосрочными инвестициями, есть шансы стать на нем едва ли не монополистом. Правда, Юрий шутит, что это далекая перспектива – сегодня же надо просто работать, чтоб представлять интерес для инвестора.
Кроме того, Якимчук обращает внимание на рынок страховых услуг в Украине, куда как раз и пришел «длинный» капитал, многие украинские компании стали филиалами, западных, нашли возможность афелироваться с ними.
Александр Джапаридзе как к данности относится к развитию гаджетов и трансформации контента из бумажного вида в цифровой. «Я даже боюсь представить, что может быть с рынком цифровой печати через пять лет, — говорит он. — Я не вижу всплеска или резкого улучшения дел».
Кроме того, Александр считает, что оборудование будет дешеветь, а количество оттисков расти; продолжится и перетекание заказов из офсетного сегмента в цифровой. Скорее всего, в некоторых сегментах рынка на смену тонерным технологиям печати придут струйные, себестоимость печати на которых ниже, а качество печати постепенно улучшается.
Сегодня ряд типографий цифровой печати, не ограничиваясь внутренним рынком, пытается выходить на рынки внешние. Например, ГК «Вольф», в апреле заявил о выходе на рынок России (компания открывает представительство в Москве), а в перспективе планирует открыть офисы в минске и Кишиневе! Впрочем, многие ведущие типографии цифровой печати Украины уже успешно работают с заказчиками из ближнего и дальнего зарубежья. Здесь показателен пример сервиса Vizitka.com, который оказывает услуги заказчикам из России (об этом мы пишем в обзоре о рынке web-to-print).
Одесская типография «Принт-бистро» еще несколько лет назад реализовала успешный опыт работы с заказчиками из Великобритании и России, не говоря уже об уникальном опыте построения партнерской сети в городах Украины. Сложность здесь, разумеется, в различной стоимости услуг цифровой печати в том или ином городе.
Оптимизировать работу в таких случаях помогает система управления типографией, важнейшей составляющей которой является статистика, отражающая уровень цен для заказчиков из различных регионов. Системы управления производством позволяют вести сбалансированную ценовую политику.
Кроме того, как мы уже говорили выше, если просто «торговать услугами», а не производить уникальную продукцию, непременно победит тот, у кого «круче железяка».
Работайте умно!
Игорь Агарков
[1] Основные направления деятельности «Идеи-Принт» — персонализированная печать, изготовление мелко- и среднетиражной продукции – от листовок и буклетов до книг, фотобуков, годовых отчетов, периодических изданий.
[2] Конечно, прирост количества поисковых запросов касается практически всех бизнесов. В среднем количество запросов увеличивается на 13-32% в год, а в особо прибыльных бизнесах, например, туризме, а точнее он-лайн продаже билетов или бронировании отелей на 70%.
[3] Цифровая типография Okprint работает на рынке уже четвертый год. У компании значительный парк цифрового печатного оборудования, станков по печати на текстиле, постпечатный цех. Здесь планируют расширить ассортимент продукции планшетной порезкой бумаги, лазерной гравировкой, порезкой пластиков, композитов и т.д.
Кроме того, в Okprint планируют до 2015 г. приобрести собственное производственное помещение.
[4] Наталья Добрева, директор ТД «Дружба» оценивает уровень «честной конкуренции» на достаточно развитом в плане печати донецком рынке на 9 баллов по 12-тибальной шкале.
[5] В Харькове мало машин калибра iGen3 или Indigo – преобладает тонерное оборудование, причем производительных систем печати не очень много. На работающей машине Indigo 5500 печатают преимущественно пластиковые карты и некоторые коммерческие заказы, еще две Indigo 5500 установлены в издательствах и "законсервированы".
Наряду с Aladdin-print на рынке региона заметны типографии «Зебра», «Студия Форма» (установлены Konica Minolta bizhub C6500 и Konica Minolta bizhub C8000).
Последняя — компания специфическая, с узконаправленной деятельностью, связанной с производством фотобуков (детально о деятельности «Студии «Форма» — в обзоре по рынку фотобуков – ред.).