Готов ли рынок работать в правовых рамках — чтобы вопросы решались цивилизованным путем, а не так, как они зачастую решаются сегодня? Генеральный директор компании «ПКФ Триада» Сергей Снижко имеет на сей счет свое мнение. И это естественно, «ПКФ Триада», с одной стороны, — законодатель мод на рынке листовой и рулонной офсетной печати, а с другой, как и у любой компании, стратегия развития которой предполагает инвестиции в обширный парк инновационного оборудования, у компании немало кредиторов, отношения с которыми не всегда безоблачны.
Сергей Снижко считает, что все проблемные вопросы должны решаться в правовом поле. А любые попытки решать их по-другому перечеркивают перспективы контрагента, поступающего подобным образом, на локальном рынке. Каждая компания придерживается собственной стратегии. И дистрибутор оборудования должен понимать, что жизнь заканчивается не завтра (даже если существенного роста рынка наблюдаться не будет, он будет существовать не один год, и отношения должны строиться на основе партнерства и долгосрочного сотрудничества).
Сергей Снижко считает, что все конфликтные ситуации возникают по одной причине – определенные компании планируют уход с рынка, не видя перспектив, и действуют по принципу «корабль тонет – давайте унесем то, что можем унести». Эта стратегия не оправдана.
«Если мы говорим про конфронтацию типографии «Вольф» и компании «Гейдельберг Украина», кроме негативных эмоций она у меня ничего не вызывает – как по отношению к типографии, так и по отношению к поставщику. Участники конфликта вышли за рамки правового поля, а решение данной проблемы просто зашло в тупик. Оборудование не работает, а дистрибутор не получает ежемесячные отчисления»
Генеральный директор «ПКФ Триады» считает, что в настоящий момент на рынке сложилась объективная ситуация. Многие поставщики оборудования понимают, что если типография в 2008 г. приобрела машину и рассчитывала выплачивать кредит за счет прибыли, которую генерирует оборудование, на сегодняшний день это невозможно. Несколько легче выплачивать кредиты тем типографиям, у которых отдельные единицы оборудования, кредиты по которым погашены ранее, позволяют генерировать дополнительный доход. Выполнять более-менее регулярные платежи по кредитам могут позволить и дополнительные источники дохода, например, поступления за сдаваемые в аренду помещения.
Сергей Снижко верит в цивилизованные отношения в системе «дистрибутор-типография». И, в частности, опыт взаимодействия с должниками компании «Полиграфимпорт», подписавшей со многими типографиями графики реструктуризации, подтверждает, что при обоюдном желании типографии и дистрибутора действовать в правовом поле сценарии развития ситуации могут быть благоприятными как для поставщика, так и для типографии.
В то же время для типографий, не располагающих альтернативными источниками доходов, единственным средством, позволяющим генерировать доход, остается оборудование. Соответственно, поставщики могли б инициировать программы, которые позволяют списывать часть процентов или все проценты, которые начислены за это оборудование. Потому что процентные ставки для Украины, под которые приобреталось оборудование, были значительно выше, чем процентные ставки для европейских государств, в которые оборудование поставлялось на тех же условиях, что и для украинских типографий. Подобная ситуация обусловлена кредитным рейтингом страны. Поскольку у Украины он весьма низкий, процентные ставки по кредитам зачастую в 2-3 раза выше, чем для европейских государств. Соответственно, в эти процентные ставки закладываются риски и процентные возмещения на покрытие рисков.
Сергей Снижко отмечает, что сегодня возникла абсолютно стандартная для европейских или американских реалий ситуация, когда при сложной ситуации на рынке его участники находят паритет: часть долгов списывается, часть реструктуризируется, что позволяет выжить рынку.
Сергей проводит параллель – точно также полиграфистам нецелесообразно говорить о глобальном повышении цен для клиентов. Это резко ухудшит ситуацию в издательской отрасли. И в то же время безапелляционная политика дистрибуторов по отношению к типографиям ухудшает ситуацию на рынке. Полиграфическая отрасль Украины имеет очень серьезные перспективы по отношению к полиграфии смежных государств. Ни для кого не секрет, что значимый объем заказов российских издателей печатается в Украине. ОТ «Блиц-Принт», «Юнивест-Принт», «ПКФ Триада» печатают заказы из России, Азербайджана, Грузии, Молдовы. Благодаря удачному географическому положению, Украина имеет все шансы наращивать объемы экспорта полиграфической продукции. Показателен пример наших партнеров по «Евро 2012»: польские типографии благодаря правительственной поддержке очень активно представлены за пределами Польши.
По мнению Сергея Снижко, дистрибуторы просто обязаны перенести реалии работы на рынках государств Восточной Европы на Украину. Подобные разговоры идут. Еще год назад ситуация рассматривалась в одной плоскости: взяли кредит на оборудование стоимостью сто рублей, а сейчас его рыночная стоимость пятьдесят рублей, а вы все равно платите! Сергей Снижко говорит, что дистрибуторов можно понять – их положение не очень хорошее. Сегодня же дистрибуторы, которые воспринимают Украину как рынок, на котором собираются работать, понимают, что поиск компромиссов необходим. Если типография не имеет перспектив, и очевидно, что объем продаж постоянно падает, а оборудование незагружено, ждать у моря погоды нечего – необходимо включать цивилизованные механизмы, и опыт многих компаний показывает, что это рабочий инструмент.
В то же время Сергей Снижко подчеркивает, что типография «Вольф» демонстрировала постоянный прирост объемов. Совершенно очевидно, что компания имела перспективы, а ее стратегия нацелена на расширение бизнеса. Сергей подчеркивает: «Движение поставщика в сторону конфронтации с моей точки зрения является не самым логичным и удачным. В то же время довольно логичные процессы, связанные с изъятием техники, касаются типографий «Оранта» или СЭЭМ («Слон»). Ведь риски потери этого оборудования были гораздо серьезнее, чем надежды, что компания увеличит объемы производства и начнет осуществлять выплаты по этому оборудованию».
Сергей Снижко не утверждает, что дистрибуторы не правы, а все типографии хорошие. И с одной, и с другой стороны хватает негатива — отдельные типографии продолжают эксплуатировать оборудование, не осуществляя совершенно никаких платежей. В таких случаях дистрибуторам ничего не остается, кроме как защищать свои интересы в суде.
Действия же в неправовом поле Сергей Снижко считает бесперспективными, подчеркивая, что «ПКФ Триада» идет абсолютно открытым правовым путем, не стремясь переводить оборудование на другие юридические лица, перепродавать его.
Касаются ли действия «ПКФ Триады» защиты от возможных кредиторов? «По поводу защиты — да, мы посмотрели, как действует «Гейдельберг», и поняли, что возможны определенные действия, не являющиеся логичными и рассчитанными на долгосрочную перспективу. Это сиюминутные действия, которые являются импульсивными.
Хотя я практически уверен, что с той же типографией «Вольф» можно было действовать по-другому. Просто желание «Гейдельберга», чтобы эти платежи были в десять раз больше, — это шаг довольно недружественный. А если у компании несколько кредиторов? Приоритетное выполнение обязательств перед одним из них ущемляет права других… Например, компания «ПКФ Триада» выплатила в 2011 г. кредитов на сумму €1,9 млн. Этих денег хватило бы, чтобы больше, чем один раз закрыть кредитные обязательства «Гейдельбергу». Тем не менее, мы не закрыли обязательства этой компании, потому что закрывали обязательства всем кредиторам», — говорит Сергей.
Резюме можно сделать такое — все нужно решать в правовом поле: садиться, оговаривать спорные ситуации, принимать обоюдно приемлемые условия и двигаться в дальше.
«Наша задача — быть законодателями в области стандартов полиграфии и всего мира. Нам не безразлична судьба украинской полиграфической отрасли. Мы не поддерживаем поведения поставщиков, которые отстаивая собственные интересы, подрывают отечественную отрасль в целом.
Или это делается для того чтобы польские типографии начали печатать на украинский рынок? О цивилизованном решении данного вопроса можно говорить на примере поставщиков бумаги. Стоимость импортной бумаги на территории России выше, чем в Украине. Почему? Экономическая ситуация в России значительно лучше, чем в нашей стране. Мы отстаиваем цивилизованное решение ситуации, при котором выигрывает весь рынок», — говорит Сергей Снижко.