В конце прошлого года компания «Идея Принт» перевезла основные производственные мощности на новую локацию – ул. Гарматная, 39-В. Достаточно удачное местоположение открывало серьезные предпосылки для наращивания присутствия в рыночных нишах производства рекламно-сувенирной продукции, печати широкоформатной экологической продукции, прежде всего обоев, изготовления книг, которые компания выбрала в качестве приоритетных для развития. Обустроившись на новом месте, «Идея Принт» достаточно удачно начала полиграфический год, но карантин, введенный в Украине 18 марта, чуть отсрочил амбициозные планы руководства компании. Впрочем, уже в начале лета типография вернулась к нормальной работе. Более того, существенно усилила как парк широкоформатного оборудования, так и цифрового электрографического печатного оборудования. Особенно знаковой стала инсталляция первого в Украине латексного принтера Ricoh Pro™ L5160, появление которого в обойме «Идеи Принт» позволит решить сразу несколько вопросов:
• расширить круг материалов для печати с использованием латексной технологии, в т.ч. печатать на дешевых материалах, с которыми не могут эффективно работать другие латексные устройства типографии;
• помимо традиционной для латекса продукции печатать интерьерные наклейки;
• предложить потребителям продукцию по более дешевой цене и наращивать объемы печати.
ПОИСК ПЕРСПЕКТИВНЫХ НИШ
Компания «Идея Принт» постоянно эволюционирует, производит апгрейты парка оборудования и программного обеспечения, ищет новые рыночные ниши. Одним из ключевых направлений деятельности типографии ранее являлись транзакционная печать и конвертование, но данные сегменты рынка существенно просели, потому сегодня компания возвращается к ним, как правило, в период выборов.
Несколько лет назад «Идея принт» делала акцент на издании книг, потом – на изготовлении рекламно-сувенирной продукции, фотопродукции и фотокниг. В этих направлениях удалось занять достаточно серьезное место на рынке. Но в итоге был сделан вывод, что объем трудозатрат при производстве фотокниг не соответствует ожидаемому результату, поэтому акценты в развитии компании вновь были смещены – на этот раз в сторону экологической широкоформатной печати с использованием пигментной и латексной технологий. Одним из приоритетных для «Идеи Принт» стало направление печати обоев на заказ. Впрочем, компания не прекращает заниматься изготовлением фотопродукции, книг, оказывает услуги персонализации, печати любых переменных данных, производства малотиражных индивидуальных продуктов, наклеек, рекламно-сувенирной продукции.
В «Идее Принт» значительный парк цифрового печатного оборудования: одна из первых в Украине ЦПМ Xerox® Color 1000 с дополнительной секцией для нанесения прозрачного тонера, два монохромных Xerox® D95, Xerox® Nuvera™ 144 EA, недавно инсталлированный Xerox® Versant Production Press 180. Также «Идея Принт» имеет опыт печати дополнительными цветами с использованием Oki Pro9542. Этот принтер с возможностью нанесения белого цвета довольно часто используется для печати на темных дизайнерских картонах.
Александр Хандогин, директор компании LDS, соучредитель типографии «Идея Принт»:
«Компания LDS совместно с компанией «Мегатрейд» занимается продвижением оборудования Ricoh и интенсифицирует свою деятельность по продвижению латексных широкоформатных устройств Ricoh на рынок Украины. Ricoh Pro™ L5160, установленный в компании «Идея Принт», с одной стороны, является собственностью типографии. А с другой, будет использоваться как устройство, которое компания LDS будет предоставлять для просмотра и тестирования. LDS уже полгода не продвигает продукцию HP на рынке Украины, поэтому все внимание будет сосредоточено на продвижении латексных принтеров Ricoh, которые в некоторых аспектах превосходят оборудование фирмы HP. Уверены, что на рынке Украины найдется достойное место для латексных принтеров Ricoh».
До недавнего времени печать обоев, флагов, наружной рекламы выполнялась в «Идее Принт» преимущественно на Hewlett Packard 360, который позволяет получать достаточно яркие и насыщенные изображения (также в компании работает широкоформатный принтер предыдущего поколения HP L26500 Designjet). Помимо этого, парк широкоформатного оборудования представлен двумя фотопринтерами серии Z (HP DesignJet Z5400, Z 6200), которые, впрочем, с появлением латексных устройств стали менее востребованными, инженерным принтером HP Т3500 (используется преимущественно в качестве широкоформатного сканера. Мощности цифровой и широкоформатной печати, а также книжное направление (в частности, «Идея Принт» располагает PUR-биндером Newbind Pioneer, позволяющим выполнять поклейку до 80 блоков в час), постпечатное оборудование – например, два рулонных плоттера Graphtec CE6000-60, Graphtec 6000, 7000, 8000 для работы с листовой продукцией, автоматическая перфорационно-биговальная машина Morgana Autocreaser 33 сосредоточены в новом офисе «Идеи Принт» на Гарматной, 39-В. А по прежнему адресу ул. Малевича, 86 осталось конвертовальное производство типографии.
ВЫВЕСТИ ЛАТЕКСНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Чтобы отстроиться от конкурентов, руководство компании решило инвестировать средства в первый в Украине латексный принтер Ricoh Pro™ L5160. После покупки Ricoh Pro™ L5160 директор и соучредитель «Идеи Принт» Михаил Зоривчак рассчитывает существенно увеличить долю широкоформатной печати в бизнесе компании.
По сравнению с Hewlett Packard Latex 360, Ricoh Pro™ L5160 имеет ряд существенных преимуществ:
• наличие белого цвета, что позволит помимо обоев печатать еще и прозрачные интерьерные наклейки на окна (синтетические, тканевые), которые компания априори не могла изготавливать раньше;
• более низкая себестоимость отпечатка;
• улучшенные возможности печати на текстиле за счет более качественного позиционирования рабочего стола и надежной фиксации красок при минимальных температурах. Рабочий стол Ricoh Pro™ L5160 – идеально ровный и изготовлен из металла, благодаря чему трение при подаче материала минимальное. Кроме того, стол предварительно нагревается, поэтому ткань, подаваемая широкими направляющими, при нагреве не коробится, что позволяет без проблем наносить краску и добиться идеально ровных отпечатков;
• шире перечень материалов, причем Ricoh Pro™ L5160 позволяет печатать на более дешевых обоях, которые при печати на Hewlett Packard 360 деформируются, также Ricoh Pro™ L5160 может печатать на синтетических тканях;
• возможность получать капли размером менее 4 пиколитров благодаря пьезоэлектрическим печатающим головкам Ricoh GEN5 из нержавеющей стали – малый размер капель позволяет добиться плавности цветовой градации и максимальной точности изображений;
• печать на проблемных текстурах с продаваемым качеством – соответственно у типографии появляется возможность продавать потребителю продукцию по более доступной цене и наращивать объемы.
Ricoh Pro™ L5160 – достаточно стабильное оборудование, которое обрабатывает очередь заданий без дополнительных манипуляций со стороны оператора. Директор «Идеи Принт» предполагает, что новая машина даст возможность уменьшить количество брака, по сравнению с Hewlett Packard Latex 360. А ключевым преимуществом Ricoh Pro™ L5160 Михаил Зоривчак все же считает не наличие белого цвета (возможность печати белыми чернилами в дополнении к стандартной палитре CMYK позволяет получать более насыщенные цвета), а более низкую себестоимость отпечатка. В то же время сам производитель, компания Ricoh, основным преимуществом использования белого цвета считает возможность трехслойной печати на прозрачных носителях, при которой слой белил печатается между CMYK и, благодаря этому, изображение становится видимым с обеих сторон. Михаил уверен в том, что Ricoh Pro™ L5160 позволит продавать услуги по той же цене, что и ранее, но с большей маржинальностью или наоборот – попробовать предоставить клиенту продукт хорошего качества, но подешевле. При этом речь ни в коем случае не идет о снижении качества отпечатка. «Идея Принт» всегда производила высококачественный продукт по доступной цене, чтобы не терять постоянных клиентов и привлекать новых.
Процесс запуска Ricoh Pro™ L5160 с белилами несколько отличался от запуска Ricoh Pro™ L5160 в CMYK, с которым были лучше знакомы инженеры компании «Мегатрейд»: алгоритмы, режимы печати и калибровочные профили другие. В Ricoh Pro™ L5160, который инсталлирован в «Идея Принт», три печатающих головы – две из них CMYKовые, а одна полностью по четырем каналам переведена на белый, поэтому все профили выполняются по другому алгоритму. Чтобы получить стойкие и качественные отпечатки на Ricoh Pro™ L5160, потребовалось 4-5 дней. Причем каждый следующий материал требовал цветопрофилирования, поскольку существует индивидуальная настройка подачи материала. Для каждого материала необходимо было выстраивать специализированный профиль, включающий характеристики подачи материала (машина понимает, какое сопротивление имеет материал, и компенсирует его двигателями). Важнейший фактор – количество чернил, которое необходимо нанести, чтобы изображение имело высокий глянец и при этом хорошо закреплялось. Также необходимо выдерживать правильный порядок температур во всех сушках (в машине четыре сушки: две подготовительные и две финальные, которые фиксируют изображение).
Всем следующим пользователям, которые приобретут Ricoh Pro™ L5160, будет проще, потому что они смогут воспользоваться сформированной библиотекой профилей: просто включат машину, загрузят материал и будут печатать. Михаил Зоривчак отмечает, что полиграфисты всегда стремятся к тому, чтобы техника была качественной и печатала по меньшей себестоимости, поскольку тогда заработок будет выше. Все это прекрасные предпосылки, чтобы увеличивать количество Ricoh Pro™ L5160 на украинском рынке.
Ricoh Pro™ L5160 будет демонстрироваться потенциальным покупателям аналогичного оборудования – до момента, пока эта машина не появится в демозале эксклюзивного представителя Ricoh в Украине компании «Мегатрейд».
УРОКИ КАРАНТИНА
Михаил Зоривчак отмечает, что в период карантина рынок продемонстрировал свою изменчивость: объемы коммерческой печати просели, зато производство рекламно-сувенирной продукции позволило типографии удержаться на плаву. Поэтому Михаил резонно утверждает, что в бизнесе нужно придерживаться различных векторов развития. Не случайно «Идея Принт» помимо печати коммерческой полиграфии уделяет внимание развитию книжного направления, и делает серьезный акцент на направления рекламно-сувенирной продукции, производства обоев и наклеек. Часть из этих направлений при незначительных объемах приносят высокую доходность за счет более высокой добавочной стоимости продукции. Помимо Ricoh Pro™ L5160 в июле в «Идее Принт» установлена ЦПМ Xerox® Versant 180 Production Press, которую в самое ближайшее время планируется оборудовать для печати дополнительными тонерами (золотым, серебряным, белым и прозрачным). Это даст возможность типографии еще более расширить диапазон запечатываемых материалов и освоить печать различных видов этикетки в более значительных объемах. Тиражи с дополнительными цветами имеют очень высокую маржинальность, которая позволяет зарабатывать на этом рынке.
Oki Pro9542 не позволяла типографии в полном объеме удовлетворять потребности клиентов в печати дополнительными цветами. Поэтому и было принято решение установить Xerox® Versant 180 Production Press с перспективой печати дополнительными цветами. По мнению директора «Идеи Принт», компании очень повезло с новым помещением. В частности, размер производственных помещений оказался даже большим, чем планировался изначально, что позволило разместить на новой локации практически все производственные мощности типографии. Поскольку поток людей на новом месте практически нескончаемый, тут достаточно легко организовать рекламную кампанию, даже используя банальный фасад. Михаил Зоривчак понимает, что придется взаимодействовать с относительно новой целевой аудиторией студентов, которым компания собирается предложить индивидуальные продукты. К сожалению, карантин внес коррективы в изначальные планы компании, и выполнить все намеченное на год вряд ли удастся. Кроме того, более значительными, чем планировалось, оказались расходы. Однако в будущее Михаил Зоривчак все же смотрит с оптимизмом и считает, что компании удастся компенсировать потери и начать зарабатывать.
ПЛАНЫ
Фактически, пережившие карантин типографии стартуют нередко с «чистого листа». Многие из них воспользовались вынужденной паузой, чтобы переехать в новые офисы или обновить парк оборудования, автоматизировать производственные процессы. Да и полиграфия как таковая существенно изменяется. Если раньше потребители на первое место ставили качество, а потом после чего обращали внимание на цену и скорость, то сейчас порядок такой: цена («хочу дешево»), качество и скорость. И это на фоне давления на курс гривны, деградации экономики и снижения, вследствие этого, уровня маржинальности в полиграфии. Одним словом, выживут те типографии, чьи технологические возможности позволят эффективно конкурировать на рынке, и которые обладают финансовой подушкой, чтобы предложить клиентам лояльные условия…
В текущем году компания «Идея Принт» планирует приобрести автоматический перфоратор, чтобы усилить направление постпечатной обработки календарной продукции. Сегодня его пропускная способность оставляет желать лучшего, поэтому часть объемов компания теряет. Устранив узкие места, мощности по производству календарей можно усилить в 4-5 раз. Также в планах Михаила Зоривчака приобрести автоматический фальцовщик, т.к. компания выполняет достаточно много длинных тиражей, требующих оперативной фальцовки.