Закат эпохи безудержного производства и потребления рекламного контента, осознание необходимости в более разумном освоении маркетинговых бюджетов несомненно окажет влияние на полиграфический рынок в посткарантинное время. Рекламно-макулатурный спам в виде флаеров, листовок различных форм и форматов, раздаточные карточки, стимулирующих ситуативную покупку ненужных вещей, постепенно, но неизбежно перестанет быть востребован. Основные недостатки бумажного раздаточного материала очевидны - большая стоимость контакта при малом времени взаимодействия. Любой цифровой канал справится с этой задачей дешевле и эффективней, при этом никакое дополнительное облагораживание полиграфии (лак, ламинация, дополнительные цвета, персонализация вместе с персонификацией, биговка с высечкой и привязывание бантиков) эту ситуацию уже не изменит. Все больше заказчиков из мира рекламы и маркетинга это молодые специалисты «безбумажного поколения». Товарные каталоги, корпоративные брошюры, отраслевые справочники - анахронизм и бессмысленные расходы. Так-же как видеокассеты, CD, DVD уйдут в прошлое фотобуки и квартальные календари еще совсем недавно казавшиеся обязательным новогодним атрибутом отправятся на «свалку рекламной истории». Рекламно-информационные плакаты уже просто не успевают - не рекламировать, не информировать в нашем быстро меняющемся цифровом мире. А это сладкое словосочетание - Банковский Отчет. Где это дорогущее рекламно - полиграфическое творение. Сколько денег было потрачено на эти полиграфические шедевры. Прошло их время. Даже визитки, какими бы они красивыми и многоярусными не были, скоро исчезнут вместе с фирменными бланками, почтовыми конвертами с логотипом, фирменными папками и прочей офисной мишурой. В почтовых ящиках во время очередных выборов, кроме счетов за коммуналку, пугающая пустота. Выборы-выборы, кандидаты п..., тоже перестали верить рекламно - печатному слову. Сокращение офисных площадей и как следствие «вымирание» офисного планктона, перевод сотрудников на удаленку, повсеместное внедрение CRM систем с электронным документооборотом вынуждают коммерческие типографии искать пути выживания в новых реалиях. Выживут, понятное дело, далеко не все. Разбалансированный, перенасыщенный рынок услуг коммерческой полиграфии в ближайшее время ждет тяжелый период трансформации. Процесс уже пошел. Кто-то проверяет себя в цифровой этикетке, кто-то брендирует одноразовую посуду. Малотиражная картонная упаковка стала определенным трендом. Производители красивых, но абсолютно бесполезных вещей - коммерческие типографии будут искать свое место в производственных цепочках изготовления товаров, а не услуг. Крайне болезненное понимание, что рекламные, выставочные, ивент, образовательные и прочие услуги прекрасно обходятся без помощи бумаги уже пришло. Вебинары, онлайн образование, виртуальные выставки и презентации это уже не фантастика, это норма жизни. А вот прозрение куда-же теперь девать БУМАГУ ( пусть даже очень и очень красочную с золотым тиснением, конгревом и выборочным лаком) пока не наступило.
Полиграфически-пессимистическое о рекламной типографии.