Благодаря возможности персонализации и сокращению средней продолжительности жизненного цикла продукта, этикетка стала ключевым средством коммуникации для разных сегментов рынка. Данные института маркетинговых исследований Smithers Pira показывают, что объем напечатанных квадратных метров в этом секторе вырос с 4 млрд в 2014 году до 7 млрд в 2017 году.
Многие крупные производители цифрового оборудования с интересом смотрят на этот рынок. Konica Minolta уже 3 года развивает, казалось бы, нетипичное для себя направление цифровых рулонных машин. Традиционный игрок рынка цифровой листовой печати в начале 2017 году запустил в продажу первую рулонную машину bizhub C71cf. И за 9 месяцев продаж в мире было установлено 100 аппаратов.
На сегодняшний день в мире работает уже 350 устройств рулонной печати Konica Minolta: 100 машин bizhub C71cf и 250 – AccurioLabel 190. Из них 144 устройств инсталлированы в Европе, а одна машина уже несколько месяцев успешно работает в Украине.
Рынок действительно хорошо принял рулонные машины Konica Minolta. В 2017 году по количеству устройств, проданных в Европе, Konica Minolta была на третьем месте после HP и Xeikon. Но уже через год AccurioLabel переместилась на второе место, уверенно сместив с него Xeikon, одного из исторических лидеров рынка рулонной цифровой печати.
Рисунок 1. Европейский рынок машин цифровой рулонной печати по данным агентства InfoSource
В чем причина такого успешного входа в рынок? Ответ прост – правильное позиционирование. AccurioLabel разрабатывалась под две большие целевые группы: небольшие типографии флексографской печати, производящие этикетку традиционным способом и чувствующие изменения в структуре своих заказов, и финансово успешные цифровики, которые ищут возможности для диверсификации своего бизнеса.
Каждая из этих групп находит свои преимущества в рулонной машине Konica Minolta. Типографиям с традиционными процессами зачастую тяжело перестроиться на обработку коротких тиражей – они просто не привыкли пропускать через себя 10-15 заказов в день. Отделы продаж не готовы к приему заказов, логистика не рассчитана на такое количество отгрузок, а владельцы опасаются, что не смогут загрузить машину. Именно для таких клиентов и создавалась AccurioLabel. Старт цифрового производства не потребует больших начальных инвестиций – машина в самой популярной комплектации стоит около €150 тысяч. Машина работает с широким диапазоном материалов: от простой рулонной бумаги до металлизированных синтетических материалов, что позволяет принимать самые разнообразные заказы. Кроме того, Konica Minolta перенесла модель сервисного обслуживания из листового бизнеса в рулонный – это значит, что типографии не нужно обучать своих инженеров обслуживать машину или набирать новый штат – вся ответственность по сервису ложится на сотрудников Konica Minolta в регионе.
Рисунок 2. Участок листовой печати типографии Reklama AZ
Таким образом, зона ответственности работников типографии – загружать машину заказами и перестраивать процессы производства под цифру. Как показывает европейская практика, с загрузкой проблем не возникает. Во-первых, рынок цифровой этикетки не заполнен, и конкуренция на нем совсем не такая
жесткая, как в традиционной полиграфии. Во-вторых, по стоимости погонного метра AccurioLabel может легко конкурировать со своими «старшими товарищами» – Xeikon 3300 (стартовые инвестиции при покупке в Европе от €400 тыс.) и Durst Tau 330E (стартовые инвестиции при покупке в Европе от €350 тыс.) или с младшим «одноклассником» Epson SurePress L-4533AW, требующим инвестиций в размере €200 тыс., но работающим со скоростью 5 метров в минуту при разрешении печати на бумаге 720x720 dpi.
Рисунок 3. Участок рулонной печати типографии Reklama AZ
Для цифровых типографий покупка рулонной машины, на первый взгляд, более сложная инвестиция. С другой стороны, процессы у цифровиков полностью подготовлены под работу с короткими тиражами, что позволяет им выйти на необходимые для окупаемости объемы уже через 3-4 месяца. За это время цифровые типографии успевают изучить рынок рулонных материалов и интегрировать программное обеспечение AccurioPro Label Impose в свои рабочие процессы.
Хорошей иллюстрацией такого подхода может послужить польская типография Reklama AZ из небольшого города Луч. В 2017 году это была первая типография в Польше, которая приобрела цифровую рулонную машину bizhub C71cf и режущий рулонный плоттер SCR35PL. На момент покупки оборудования типография уже печатала много этикеток, но отдавала их клиентам в листах. Благодаря новой машине руководство типографии полностью отказалось от печати листовой этикетки и перешло на рулонную печать. Причин две: быстрый износ цифровых листовых машин при работе с самоклеящимися материалами и потребность в коротких тиражах этикетки у заказчиков именно
в рулоне.
Принцип закрепления тонера в цифровых машинах подразумевает использование блока термозакрепления. Запечатываемый материал проходит через печку, в которой
под воздействием высокой температуры и давления происходит фиксация тонера. Поэтому при печати на самоклеящихся материалах частички клея могут вылетать из-под пленки или бумаги и оставаться на ленте (или ролике) печки. И чем больше объем печати, тем больше таких артефактов накапливается в модуле закрепления. В итоге при переходе к печати обычных заказов с большими заливками на оттисках появляются марашки или непропечатки. Кроме того, постоянная работа с пленками сильно изнашивает печку – на ленте или роликах появляются следы выработки, которые приводят к полосам на оттисках при переходе к более широким форматам бумаги. Бороться с этим можно только заменой ленты или ролика печки. А это дорогое удовольствие.
Именно поэтому менеджмент типографии Reklama AZ принял решение перенести всю этикетку на новую рулонную bizhub C71cf, в которой печка может проводить самостоятельную очистку от частичек клея. А вместо старого Versant 80, на котором пытались печатать этикету, была инсталлирована новая AccurioPress C6085 c установленными в линию модулем автоматического контроля качества IQ-501 и буклетным модулем Plockmatic 350. Такой подход помог типографии уверенно закрепиться на рынке цифровой этикетки и существенно повысить качество листовой печати. Сейчас Reklama AZ печатает всю этикетку для польской национальной сети супермаркетов Biedronka, которая реально была заинтересована в коротких тиражах разнообразных этикеток, чтобы не хранить на складе избытки тиражей флексографской печати.
Именно такой подход приняли за основу в харьковской типографии «Аладдин-Принт», когда выбирали для себя стратегию развития. После оценки перспектив рынка коротких тиражей в своем регионе и совместных с Konica Minolta Ukraine визитов в Польшу для знакомства с работающим бизнесом директор типографии «Аладдин-Принт» Андриан Ниценко принял решение о покупке первой в Украине цифровой машины для печати этикетки AccurioLabel 190. Машина успешно запущена в Харькове в начале 2019 года. В настоящий момент «Аладдин-Принт» – единственная в регионе типография, способная отпечатать тираж рулонной этикетки длиной от 25 метров. Заказ можно сделать прямо на сайте компании. Чтобы попасть в раздел заказа цифровой этикетки, используйте QR-код из иллюстрации выше.
Рисунок 4. Участок рулонной печати типографии «Аладдин-Принт»
В 2019 году на выставке LabelExpo 2019 Konica Minolta официально представит новинку – AccurioLabel 230. Новая машина работает существенно быстрее предшественницы. Например, с самоклеящейся бумагой без покрытия AccurioLabel 230 работает на скорости 23,4 метра в минуту. Этого удалось достичь благодаря обновлению печатного модуля – внутри AccurioLabel 230 установлен доработанный блок от AccurioPress C3080, которая на сегодня является самой продаваемой в Европе машиной в классе LP+.
Рисунок 5. Новая AccurioLabel 230
Время запуска тиража после холодного старта сократилось до 2-х минут. В зависимости от типа материала машине нужно около 6 метров для разогрева и выхода в рабочий режим. А после старта AccurioLabel 230 может работать без остановки, печатая разные тиражи длиной до 1000 погонных метром. После каждой тысячи машина останавливается для самодиагностики, калибровки и очистки печки. Процедура занимает не более 10 минут и не требует участия оператора.
Рисунок 6. Модель работы сенсора для печати по белилам
Но главное отличие новой машины – это возможность запечатывать заготовки этикеток, на которые ранее флексографским способом были нанесены белила. Новый модуль (overprint sensorkit) автоматически считывает метки и позволяет печатать по белилам, нанесенным на пленку или бумагу методом флексографской печати.