В своем недавнем исследовании «Будущее упаковки: долгосрочные стратегические прогнозы до 2028 года» Smithers Pira рассматривает ключевые факторы, которые будут влиять на будущее упаковки в течение следующего десятилетия.
Ожидается, что за это время общая стоимость упаковочного рынка вырастет с $906,59 млрд. в 2018 г. до $1,2 трлн. Картон остается наиболее широко используемым материалом на мировом рынке упаковки: на его долю приходится до 35% в 2018 году. Спрос в секторе остается высоким благодаря популярности складной картонной упаковки, литой тары и гофороупаковки, а также пригодности картона для вторичн
ого применения.

Рисунок 1. Мировой рынок упаковки по типу материалов, 2018 (% доли)

 

Источник: Smithers Pira

Упаковка часто является основным атрибутом бренда, который может быть замечен потребителями, поэтому визуальная привлекательность и эстетический вид упаковки весьма важны. С ростом конкуренции эти атрибуты упаковки становятся еще более важными, поскольку на смену покупателям, лояльным к определенным брендам, постепенно приходят новые, более капризные.

Улучшение качества печати и применение специальных эффектов является достаточно традиционным для некоторых секторов упаковочной промышленности (продукты личной гигиены и подарочная упаковка), и эта тенденция в последние годы приобретает популярность и в других секторах. Владельцы брендов могут прибегать к уникальным декоративным эффектам, чтоб их упаковка была более узнаваема, отражала новый взгляд на вещи и влияла на чувства потребителей.
Достижения в области технологий печати и постпечатной отделки будут способствовать дальнейшему усложнению декоративных эффектов. В отчете Smithers Pira отражены четыре ключевые тенденции, которые повлияют на печать на рынке упаковки в 2018-2028 годах.

Массовая персонализация
С развитием возможностей тонерных и струйных цифровых печатных машин все более востребованными на рынке упаковки становятся возможности персонализации. Особенно яркие примеры персонализированной упаковки изготавливаются с применением узкорулонных машин HP Indigo.
Одной из основных задач персонализации в будущем остается переход от инновационной технологии с ограниченным применением в состояние традиционной технологии для производства упаковки.
Ожидается, что использование индивидуальной упаковки возрастет, поскольку владельцы брендов стремятся повысить лояльность своих клиентов. Данные Smithers Pira показывают, что мировой рынок цифровой упаковки в 2017 г. достиг $13,2 млрд, а к 2022
 г. увеличится до $23,2 млрд. При этом значительная часть роста придется на «безэтикеточные» форматы упаковки, в т.ч. и потому что с расширением парка крупноформатных струйных машин будут уменьшены затраты на индивидуальную упаковку.
Цифровые печатные машины также более эффективны при печати сезонной упаковки, тестовых ее образцов и демоверсий, что позволит их владельцам получить дополнительные комиссионные от владельцев брендов.

Тактильные эффекты
Тактильные эффекты на упаковке будут все более популярными. Понятно, что они могут стимулировать и другие чувства, а, следовательно, создать более сильную эмоциональную связь с рассматриваемым продуктом или брендом.
Среди наиболее распространенных существующих методов:
• тиснение;
• металлизация;
• горячее тиснение фольгой.
В секторе напитков, например, все более востребованными становятся эффекты комбинированного лакирования. Они изменяют внешний вид и ощущение упаковки, например, пива, как правило, путем добавления «мокрых» или «матовых» элементов на упаковке.

Тактильные лаки и эффекты популярны в сегментах складной картонной и пластиковой упаковки. Гладкие, подобные бархату поверхности все популярнее при производстве складной картонной упаковки, т.к. помогают подчеркнуть роскошь и высокий уровень качества продукта. Siegwerk производит специальные тактильные лаки для табачных картонных коробок, а Scodix поставляет решения, позволяющие наносить глиттер, рельефное лакирование, блестящие объемные предметы, похожие на кристаллы, шрифт Брайля и др. эффекты.


В 2018 году Schur Flexibles представила новый ассортимент тактильных лаков для использования с гибкими пленками. Они обеспечивают разнообразные эффекты, в т.ч. Soft Touch (для бархатистой поверхности), Paper Touch (для бумажной поверхности) и Sand Touch (для грубой поверхности).

Прямая печать на предметах
Постепенно благодаря  улучшениям в области робототехники и технологиях УФ-сушки прямая печать на предметах становится все более реальным способом массового производства упаковки. Подобные системы печати уже представлены на рынке, но их использование ограничено прежде всего ограниченными объемами печати и небольшими габаритами запечатываемых подложек. В настоящее время есть все основания предполагать появление на рынке высокопроизводительных специализированных упаковочных машин, которые базируются на технологии струйной печати и преодолевают некоторые ограничения существующих методов офсетной и тампонной печати.
Для такого подхода есть несколько преимуществ, в том числе сокращение затрат времени и средств на адгезивы и этикетки или на рукава; и способность декорировать предмет на 360°.
Производители в этой области, такие как Krones, Koenig & Bauer (KBA) Kammann и Wifag-Polytype, сообщают о том, что скорость печати машин приближается к показателю 400 000 листов A4 в год. Ключевыми форматами являются металлические банки, стеклянные бутылки, пластиковые тубы и лотки и ПЭТ-бутылки.
Лидер в этой сфере - Velox. В мае 2018 года компания из Израиля запустила IDS 250. Разработчик отмечает, что она может печатать 250 жестких контейнеров в минуту при высоком качестве в 15 цветах. Используя запатентованную технологию чернил, можно произвести ряд эффектов, таких как печать на крышке, фотореалистичные изображения и дополнительные рельфы, такие как тактильное тиснение.
Еще одним новатором в этом пространстве является Tonejet с запатентованным электростатическим процессом, который позволяет осуществлять прямую печать заряженными частицами пигмента. Британский разработчик сотрудничает с Rockwell Automation для коммерциализации технологии. Основное преимущество решения – экономия на расходах на чернила, которые по заявлению Tonejet, могут быть в 20 раз ниже, чем в системах УФ-сушки.

Инновации в банках
Конкурентоспособность отрасли торговли напитками и сегмента алкогольных напитков означает, что это фокус для многих инноваций. Это прекрасная площадка для использования тактильных эффектов, где провайдеры печатных услуг могут извлечь дополнительную выгоду от того факта, что потребители часто держат упаковку при потреблении напитков.

Компания Ball Corp. поставляет различные тактильные решения, такие как Tactile OV для алюминиевых банок и Embossed Touch, что позволяет логотипам торговых марок выделяться с помощью нанесения металлизированных цветов, и недавно предложила возможность производить фотореалистичные отпечатки с технологией Eyeris.
В 2019 г. Ball представит свою платформу Cameo End Printing после дебюта в апреле 2018 года в BrewExpo America. Это позволит печатать полноцвет, логотипы брендов или сообщения.