В начале ноября состоялось празднование 25-летия херсонской типографии «Стар». Это компактное полиграфическое предприятие удивило. Нет, не технологическим оснащением, которое, в общем-то, достаточно скромное. И даже не тем фактом, что в субботу, когда для нас провели экскурсию по производству, в «Старе» работали практически все участки, и людей на работе была масса.

Порадовали сама атмосфера, настрой руководства типографии, где в принципе выполняют довольно сложные заказы по печати этикетки, упаковки, коммерческой продукции, книг в твердом переплете, рекламно-сувенирной продукции и многого другого.

 

Столь многопрофильная деятельность типографии «Стар», а в структуре группы компаний есть, помимо всего прочего, еще и подразделение по торговле бумагой и магазин канцтоваров, а на различных этапах своего развития компания пробовала заниматься и оценкой недвижимости, и розничной торговлей. Да чем только не занимались – но верность основного вектора развития (оказание полиграфических услуг) подтвердило время. Так и получилось, что начинавшаяся с забытой уже сегодня электрографической рулонной печатной машинки РЭМ-300 типография, постепенно обрастала оборудованием, инвестировала в собственное производство и заходила в новые рыночные ниши.

С этой печатной машинки начиналась история типографии "Стар"

К истокам

Абсолютно нетривиальная история типографии «Стар» изложена в брошюрке, которую вручили всем гостям на праздновании юбилея. И нам это весьма интересное и поучительное чтиво, которое уместно рассматривать и в контексте тех жерновов истории, в которые попала Украина, весьма понравилось. Потому в рамках этой небольшой статьи некоторая информация будет заимствована из брошюры.  

Идея открыть типографию принадлежала одному из ее нынешних учредителей М. Кузнецову. В 1989 г., один из его друзей, депутат Верховного Совета СССР предупредил, что грядут большие перемены. Вот Кузнецов и задумался, каким делом заняться. Он работал в институте, где была небольшая типография, за работой которой нравилось наблюдать. Так родилась идея создать свое полиграфическое производство. Началась подготовка технической документации.

Очень кстати вернулся из армии зять Кузнецова Евгений Пашкин (нынешний второй учредитель и директор типографии), которого Кузнецов в октябре 1992 г. попросил заняться регистрацией предприятия. Свидетельство было получено 12 ноября 1992 года.

Чтобы заработать денег на развитие предприятия, компаньоны обустраивали вентиляцию, облицовывали плиткой ТЦ, параллельно налаживали работу по сбыту печатной продукции (бланки для первых крупных заказчиков развозились на троллейбусе или разносились пешком – параллельно в поисках новых клиентов Евгений Пашкин посещал магазины, фирмы, базы). У каждого из компаньонов оставались и параллельные источники дохода: предприятие денег почти не приносило, а семьи нужно было кормить.

В 1993 г. у фирмы появились новые компаньоны, и была куплена тигельная машина ПТ-4, а на тигеле работал сам директор. Объемы работы росли, причем они были связаны не только с печатью, но и торговлей. Очень скоро двое компаньонов покинули «Стар», но в это же время один из знакомых Кузнецова с двумя друзьями предложил создать корпорацию на договорной основе.

Появлялись нужные связи в полиграфии, постепенно типографии «Стар» удалось приобрести первую офсетную машину – Romayor 313. Бумага для печати покупалась в рулонах, флатовалась на других предприятиях. Вскоре типография арендовала новое помещение в одном из корпусов Херсонского мореходного училища (в этом подвале во время войны находилось гестапо).

Интересно, что первая резальная машина типографии «Стар» «БР-120» была куплена как металлолом, как и листоразмоточная машина «ЛР-90». Оборудование удалось восстановить, в результате чего получился замкнутый технологический цикл: от размотки бумаги до выхода печатной продукции. Грамотных людей для работы на этом оборудовании искали на государственных предприятиях.

 

Последовательное развитие

Типографии удавалось привлекать и значительные заказы — например, 5 млн этикеток на рыбную консервацию от заказчика из Севастополя. Естественно, заказ решили переразместить, но требовалось найти бумагу. Поскольку заказ был ответственным, предоплату за бумагу херсонцы делать боялись, поэтому Евгений Пашкин поехал за ней в Киев лично, чтобы убедиться в качестве. Совершенно неожиданно менеджер компании «Атем» предложил типографии «Стар» стать их представителем в Херсоне.

Таким образом, по прошествии нескольких лет с момента основания на фирме было несколько направлений работы:

  • типография;
  • торговля ГСМ;
  • торговля бумагой;
  • торговля продуктами питания, в т.ч. рыбными консервами.

С Херсонской полиграфической фабрики удалось переманить Вячеслава Якимчука, который был приглашен на должность печатника с очень высокой зарплатой, а впоследствии стал главным технологом, руководителем отдела продаж и директором дочерней компании.

Но на начальном этапе Вячеслав наладил производство полноцветной продукции на приобретенной машине Romayor 314. Компания стала печатать этикетки  для десяти пищевкусовых фабрик Херсонской области, при этом расчет нередко производился по бартеру. Поэтому компания занималась и реализацией овощной консервации, в т.ч. в Прибалтику и Россию.

Появились в деятельности компании и направления реализации САКов и компрессоров и, как это ни забавно, торговли алкогольными напитками и даже электроэнергией.

После ухода одного из учредителей в самостоятельное плавание, учредителей осталось трое (один из них в прошлом году ушел на заслуженный отдых). Помимо развития полиграфии компания пробовала себя в розничной торговле, оценке недвижимости…

В 1997 г. в типографии был установлен первый компьютер, и появилась возможность разрабатывать дизайн полиграфической продукции.

Со временем в аренду компании «Стар» перешел весь корпус мореходного училища, штат типографии достиг 15 человек. В этом же году в типографии был открыто новое направление – производство папок-скоросшивателей, а к концу 90-х ежегодный объем производимых папок достигал 1 млн.

 

Судьбоносный переезд

Однако в Мореходном училище сменилось начальство, с которым по-доброму договориться не удалось, поэтому пришлось арендовать помещение площадью 100 м2 на бывшей базе культторга, которая была приватизирована и называлась ЗАО «Оптима-культторг». И сейчас типография находится по тому же адресу – ул. Петренко, 45.

Рост предприятия продолжался, и через некоторое время в Польше была приобретена печатная машина Adast Dominant 725. Для изготовления папок и скоросшивателей был взят в аренду еще один цех, парк оборудования пополнили плоскопечатные и резальная машина. В начале 2000-х штат типографии насчитывал уже 50 человек, а парк машин – 7 единиц.

В 2000 г. в типографии «Стар» появилось еще одно направление – сбор макулатуры, которое со временем было закрыто.

В 2002 г. типография «Стар» приобрела новый фотовыводной аппарат Dolev-450, таким образом, технологический цикл удалось полностью замкнуть.

Один из клиентов компании, который оптом заказывал папки и скоросшиватели, торговал канцтоварами. Руководство «Стара» также решило заняться этим направлением, открыв небольшой магазин канцтоваров. Учитывая давний опыт торговли тетрадями, фирма наладила производство и сбыт тетрадей и альбомов.

Знаменательное событие случилось в 2002 г., когда хозяева базы «Оптима-Культторг» предложили «Стару» выкупить контрольный пакет акций базы, что и было сделано к середине 2003 года. Базу довольно долго пришлось ремонтировать, зато в одном из корпусов были обустроены парилка, бассейн и комната отдыха.

 

В 2004 г. типография «Стар» приобрела четырехкрасочную печатную машину GTO-52-4

 

В 2004 г. типография «Стар» приобрела в кредит четырехкрасочную печатную машину GTO-52-4, что позволило стать многопрофильной типографией и печатать этикетки, рекламную продукцию, упаковку… Это позволяло избегать свойственных полиграфии проблем с сезонностью: январь-март (папки), апрель-июнь (настольные календари), июль-октябрь (сезон этикетки), октябрь-декабрь (настенные календари и рекламная полиграфия).

Росту популярности типографии способствовала рекламная компания на собственных рекламных конструкциях во многих уголках Херсона. А поскольку многие клиенты наряду с рекламной полиграфией интересовались возможностями нанесения на рекламно-сувенирную продукцию, был организован участок тампопечати, на котором установили ручной и полуавтоматический тампонные станки.

В 2005 г. типография «Стар» за кредитные средства приобрела бумагорезальную машину Perfecta-76.

 

Кризис как возможность

Случались в деятельности типографии «Стар» и неприятные моменты: подводили контрагенты, лопались банки, в которых типография обслуживалась. Но даже потеряв с началом кризиса значительную сумму, типография сумела в 2009 г. приобрести еще одну печатную машину – двухкрасочную Heidelberg SM-52-2.

 

В 2009 г. типография приобрела двухкрасочную Heidelberg SM-52-2

 

Поскольку многие клиенты типографии «Стар» являются производителями продуктов для глубокой заморозки, руководители типографии решили приобрести машину для печати на полиэтилене. Евгению Пашкину удалось заключить предварительные договоры о намерениях с рядом заказчиков, но, к сожалению, банки отказывались выдавать достаточно серьезный кредит на покупку необходимого комплекса оборудования, и проект провалился.

Однако предварительная работа по гибкой упаковке дала плоды, и сегодня типография «Стар» производит картонную упаковку для замороженных полуфабрикатов. Это повлекло покупку в 2013 г. очередной печатной машины формата В2 – Roland 202 вместо Adast Dominant 725, который уже не обеспечивал необходимого заказчикам качества печати.

Узкорулонная флексомашина для печати на самоклейке

 

Очень важно то, что типографии при содействии компании «Полиграф-партнер» удалось приобрести узкорулонную флексомашину для печати этикетки, заработав значительную сумму средств на выборах 2010 г., и таким образом существенно расширить спект предложений для заказчиков.

 

В будущее с оптимизмом

Типография «Стар» работает со всеми регионами Украины, заказчиками из Днепра, Запорожья, Киева, Николаева, Одессы, Херсона, Чернигова. Выпускается значительный объем школьной продукции: альбомы, картон, цветная бумага.

Несмотря на отсутствие специализировнаного оборудования для изготовления книг в твердом переплете, типография выпускает высококачественную книжную продукцию (в частности, уникальные морские справочники) в твердом переплете малыми и средними тиражами, а переплетные процессы при этом выполняются вручную.

 

Типография выпускает высококачественную книжную продукцию (в частности, уникальные морские справочники) в твердом переплете малыми и средними тиражами

 

После сокращения объемов рекламной полиграфической продукции, руководители предприятия задумались о выходе в сегмент оперативной полиграфии и организовали участок цифровой печати, установив две ЦПМ, что позволило выполнять на собственной базе и мелкие заказы.

Сегодня в типографии «Стар» в 8 отделах и цехах работает более 100 человек, и благодаря своим сотрудникам, компания постоянно движется вперед.

 

Празднование юбилея типографии: Н. Кузнецов, Евгений Пашкин, Вячеслав Шевчук

 

Сотрудники типографии и гости

 

***

Такое вот короткое описание жизненного пути симпатичной херсонской типографии. За эти 25 лет многие мощные предприятия и фирмы разорились и закрылись. А типография «Стар» развивается дальше, несмотря на кризис и смены Президентов и политических формаций.

В личном общении руководители типографии приоткрывали некоторые планы на будущее, но не будем сейчас их анонсировать — пусть у нас еще будет повод не раз написать о наших друзьях из Херсона!