Впечатления о прошедшей выставке очень противоречивые, поэтому целесообразно будет в первую очередь довериться статистике. В этом году выставочная площадь составила 656 м2 (для сравнения, в 2013 г. было 2664 м2). Однако красноречивым ответом на вопрос «Нужна ли выставка?» стало количество посетителей. Отметим положительную динамику по сравнению с прошлым годом: REX 2014 посетило около 5000 человек, а REX 2015 — более 6000, и это с учетом того, что последняя выставка длилась всего 3 дня! Принимая во внимание небольшой размах мероприятия, неудивительно, что большинству опрошенных участников сразу бросилось в глаза: REX оживился. Так или иначе, в сложившейся экономической ситуации имеет значение не столько размер выставки, сколько сам факт ее проведения.
Как выходит из кризиса «сувенирка»
Беседы с координатором направления нестандартной полиграфии ТМ “Stick Print” Аленой Авраменко на тематических выставках уже стали для нас традицией, и каждый раз на стенде компании представлены интересные новинки. В этот раз изюминкой экспозиции стала оригинальная конструкция под блок стикеров в виде деревянной машинки, выполненная по заказу VIP-клиента — успешной фирмы-перевозчика.
Координатор направления нестандартной полиграфии ТМ “Stick Print” Алена Авраменко: «До выставки наше производство работало без выходных на протяжении 3 недель»
Это креативная вариация оформления блока с полной запечаткой торцов, которую, к слову, в Украине выполняет только Stick Print (обычно торцевая запечатка подразумевает только нанесение логотипа компании). Стандартный вариант такого сувенира выглядит более скромно: просто бумажный блок на деревянной паллете. Отдельное внимание компания сегодня уделяет изделиям в твердом переплете, в частности — календарям: в этом году модельный ряд дополнился новинками. «Большим спросом пользуются настольные металлические календари, — поделилась Алена Авраменко. — Они удобны тем, что могут стоять на столах у ваших партнеров долгие годы. Мы демонстрируем такую продукцию уже не первый год, но, как показывает практика, некоторые слышат о ней впервые и активно интересуются». На количество заказов компания не жалуется: до выставки производство работало без выходных на протяжении трех недель.
Менеджер отдела продаж компании «Торговый Дом Юсон» Анна Матвийчук: «REX помогает нам понять, будет ли спрос на нашу новую продукцию»
Порадовала новинками и компания «Торговый Дом ЮСОН», представившая на REX линейку китайской небьющейся посуды из поликарбоната. «В дальнейшем мы планируем наладить собственное производство такой посуды, — поделилась планами менеджер отдела продаж Анна Матвийчук, — а выставка помогает нам понять, будет ли на нее спрос». Судя по тому, сколько народу толпилось возле стенда, менеджеры разочарованными не остались. «Кроме того, мы произвели подставку для ручки, как у «ПриватБанка», — продолжает Анна. — Очень практичная вещь, и смотрится стильно. Подставка на двухстороннем скотче, крепится только один раз на бумагу, пластик или металл — как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости». ТД «USON»™ также активно развивает направление, связанное с запечаткой флешек. Сами флешки поставляются из Польши (GoodRam), а уже в «Юсоне» делают визуализацию по предоставленному клиентом макету.
Компания “ЭНЕЙ” в этом году пополнила линейку фарфоровых и стеклянных чашек и наборов посуды новыми оригинальными моделями. Ее собственное производство также не стоит на месте: технологи смело экспериментируют с новыми материалами, образцы которых были представлены на стенде. Клиент может заказать полный комплект — ежедневник, блокнот, а также обложку на паспорт и другие документы в едином фирменном стиле.
Директор компании «ЭЛЛАС» Сергей Гугнивенко: «В связи с кризисом люди поняли, что “треба пахати, як і раніше"».
Сегмент сувенирной кожгалантереи на REX 2015 традиционно представляла и компания «ЭЛЛАС». В этом году она показала новую коллекцию дизайнерских блокнотов с черными страницами Black Rainbow («Черная Радуга»). Директор компании Сергей Гугнивенко рассказал: «Для изготовления таких блокнотов используется специальная голландская бумага, и писать на ней можно только специальными чернилами, которые хорошо видны на черных листах. Линейка представлена тремя моделями — Standart, Mini и Spring: стандартная модель — А5 формата, вторая — дамская, чуть поменьше, а третья — упрощенный вариант на спиральке.
В ассортименте — семь цветов обложек, все они выполняются из высококачественного кожзама, имеют округленные углы и обстрочку по периметру. Блокноты стандартно укомплектованы белыми ручками, но у нас можно приобрести комплект из шести цветных ручек». Интересные стилевые решения для обложек – «Этно» и «Патриот» с соответствующими мотивами принтов. Один из слоганов компании – «Европейское качество — китайская цена!» — сегодня, пожалуй, несколько изжил себя.
По словам Сергея Гугнивенко, даже китайские аналоги при худшем качестве стоят дороже, чем выпускаемые «ЭЛЛАС». «Это неудивительно, ведь у нас в стране стоимость рабочей силы — 1 евро в час, а в Китае - 2-3. — Объясняет директор компании. — С одной стороны, это плохо, а с другой стороны, любой кризис открывает новые возможности, и сейчас, когда дешевого китайского импорта нет, мы попадаем в хорошую нишу».
Менеджер по сбыту компании «Эко Групп» Татьяна Котлярова: «Популярность экосумки как альтернативы полиэтиленовому пакету растет из года в год»
Посетили мы и стенд компании «Эко Групп», где побеседовали с менеджером по сбыту Татьяной Котляровой. В этом году ассортимент продукции ТМ ZOZ («Земляне Охраняют Землю») пополнился новыми тканями и моделями экосумок. Одна из самых интересных и перспективных — сумка-трансформер, которая легко складывается в кошелек или карман. Для изготовления таких моделей производитель использует различную фурнитуру — липучки, кнопки, магниты. В отличие от китайских «клубничек», изделия смотрятся стильно и отличаются высоким качеством пошива. Сегодня эта серия пользуется большим интересом и реализуется тиражом от 100 штук. Для розничной продажи в сетях супермаркетов готовятся другие новинки — болоньевые рюкзаки и хлопковые сумки с молодежными принтами.
«Раньше мы производили хозяйственные сумки и охватывали аудиторию от 25-летних девушек до пенсионерок, — рассказывает Татьяна Котлярова, - а сегодня стали делать макеты, ориентированные на молодежь и мужчин». Что касается тканей, то предпочтения клиентов в этом году несколько изменились. До недавних пор самым большим спросом пользовались экобэги из бюджетного материала спанбонда — нетканого полотна, разлагаемого под действием прямых солнечных лучей. А в 2015-ом фаворитом стал хлопок, несмотря на его более высокую стоимость.
«Это как в моде на одежду, — объясняет Татьяна. — Что-то одно вытесняет другое, однако в большей или меньшей доле в ассортименте присутствует все. В целом можно сказать, что популярность экосумки как экономичной и экологичной альтернативы полиэтиленовым пакетам растет из года в год. И это неудивительно, ведь цена последних увеличилась в 3 раза, а покупаются они на один раз, в то время как практичный экобэг может прослужить не один месяц».
В этом году ассортимент продукции ТМ ZOZ («Земляне Охраняют Землю») пополнился новыми тканями и моделями экосумок
Там, где типография «Вольф», — всегда праздник!
Вне всякого сомнения, благодаря участию типографии «Вольф» REX в этом году заиграл новыми красками. Опробовав аналогичную схему участия в нескольких других ивентах, «Вольф» в этом году и на REX организовал лаунж-зону. На этой немаленькой по площади территории происходило много интересного: толпились мальчишки и девченки, раздавались всякие вкусности и бесплатный кофе, промо-сувениры, например, бумажные вазоны с цветами, и различные атрибутивные изделия от типографии «Вольф».
Игорь Вольф и Павел Дубровин
Менеджер по маркетингу компании «Евроиндеск» Оксана Оноприенко, Игорь Вольф и Татьяна Петрик
Сам создатель империи Вольф Игорь с явным интересом наблюдал за триумфом своих сотрудников на главном рекламно-полиграфическом Форуме страны... На стенде работали все ведущие специалисты компании: директор по развитию Павел Дубровин, руководитель филиальной сети Татьяна Петрик, руководитель Типографии Горящих Тиражей Надежда Озеран, руководитель харьковского филиала Анна Брусенцова, одесского – Ольга Вдовиченко, менеджер по маркетингу Оксана Побожая, ведущий менеджер Анна Войтехович…
Каждый посетитель стенда мог выиграть, к примеру, стильную футболку. Нужно было только признаться в любви к типографии «Вольф». И желающих, надо сказать, хватало…
Три новости «АПК»
Главная новость «Ателье Полиграфический Комплекс» — покупка новой высокотехнологичной машины для вклейки окошек в картонные заготовки, о чем рассказал директор типографии Александр Кнопов. Правда, по его словам, что украинский рынок пока не готов к переходу с ручной вклейки на автоматическую.
Директор типографии «Ателье Полиграфический Комплекс» Александр Кнопов: «Производительность нашей линии по вклейке окошек, как у двадцати бабушек в день»
«Многие относятся к такой альтернативе с недоверием, полагая, что дешевле обойдется посадить девочек и бабушек, которые будут работать ручками, — говорит Александр Кнопов. — Я уже неоднократно с ручкой и калькулятором в руках доказывал, что заказать у нас будет гораздо выгоднее, чем посадить у себя даже двоих сотрудников. Практика показывает, что ручная вклейка в любом случае сопровождается высоким процентом брака: при складывании в стопку окошки съезжают, соседние коробки склеиваются между собой, а когда разрываются, то уничтожаются сразу несколько заготовок. У нас же все автоматизировано: стоят два оператора, производительность вклейки окошек, как у двадцати бабушек в день (до 5000 листов/час), а качество при этом на порядок выше».
Второе направление, которое компания активно продвигает в массы, — кашировка. На REX 2014 «Ателье Полиграфический Комплекс» уже знакомила посетителей стенда с этой технологией, но при этом сама только начинала ее осваивать. Мощная швейцарская машина KARMA PLANO-MATT с автоматическим самонакладом верхнего и нижнего листов позволяет быстро и качественно кашировать картон, переплетный и гофрокартон, микрогофрокартон (2-х и 3-х слойный) и другие материалы.
Александр Кнопов подчеркнул, что у аппарата очень точная приводка — 0,2 мм.
И, наконец, третье достижение «АПК» — установка цветопробы. «Широкоформатный принтер EPSON-9800 работает у нас уже давно, — рассказывает Александр Кнопов, — но если раньше мы заказывали цветопробу на «Юнивесте», то сегодня у нас полностью свой софт. Такое решение было очень осознанным: мы долго наблюдали за «плавающим» качеством цветопробы на стороне, начали просчитывать и пришли к тому, что своя цветопроба может обходиться дешевле и не уступать при этом по качеству».
Оборудование и расходные материалы для печати
Как обычно, сегмент оборудования на REX ярко представила киевская компания Mediaprint. В этом году она показала несколько интересных новинок. Посетители выставки имели возможность увидеть в действии популярный принтер Mimaki JV300-160 (рис. 1, табл. 1) с шириной печати 1,6 метра.
Рисунок 1. Широкоформатный струйный принтер Mimaki JV300-160
Таблица 1. Технические характеристики Mimaki JV300-160
Формат печати |
1,6 м |
Макс. скорость печати |
102 м2/час |
Макс. разрешение |
1440 dpi |
Печатные головы |
EpsonDX7 x 2 |
Максимальная капля |
3,5 пл |
На REX плоттер печатал сольвентными чернилами Mimaki BS3, но он также может работать с неоригинальными чернилами разных типов (сольвент, экосольвент, сублимация). Модель укомплектована двумя новыми печатными головами Epson DX7 и способна развивать скорость печати до 102 м2/час.
Директор Mediaprint Филипп Купин: «Для нас выставка стала коммерчески успешной»
Как рассказал директор компании Mediaprint Филипп Купин, существенным преимуществом этого принтера перед конкурентными моделями является наличие автоматических функций (определение и компенсация забитых дюз, система сглаживания проходов (MAPS) и пр.), за что он получил высокую оценку профессионалов и корифеев печатного рынка. Еще одно представленное устройство - настольный УФ LED принтер Mimaki UJF-3042FX (рис. 2, табл. 2) с размером запечатываемого поля формата A3.
Рисунок 2. Настольный УФ-принтер Mimaki UJF-3042FX со светодиодным закреплением UV-LED
Таблица 2. Технические характеристики UJF-3042FX
Ширина печати |
А3 |
Скорость печати в стандартном режиме |
А3/5 мин. |
Макс. разрешение |
1440х1200 dpi |
Печатные головы |
Ricoh Gen4 х 3 |
Максимальная толщина материала |
5 см |
На выставке Mimaki UJF-3042FX печатал гибкими чернилами LF-140 с цветовой конфигурацией CMYK + W (можно использовать белый, лак или праймер).
Также на стенде можно было увидеть профессиональный лазерный гравер Trotec Speedy 100R (Австрия) (рис. 3, табл. 3), принтер для прямой печати на белых и цветных хлопковых футболках Polyprint TexJet plus (Греция) (рис. 4, табл. 4) и теплый рулонный ламинатор MEFU MF-1700M5 (Китай).
Рисунок 3. Лазерный гравер Trotec Speedy 100R
Таблица 3. Технические характеристики Trotec Speedy 100R
Размер рабочего поля |
610х305 мм |
Скорость |
180 см/сек |
Макс. высота материала |
170 мм |
Макс. масса материала |
10 кг |
Рис. 4. Принтер для прямой печати на белых и цветных хлопковых футболках Polyprint TexJet plus
Таблица 4. Технические характеристики Polyprint TexJet plus
Ширина печати |
А2 формат (420 х 600 мм) |
Макс. скорость печати |
12,8 м2/ч (60 белых и 20 цветных футболок/час) |
Макс. разрешение |
1440dpi x1440dpi |
Печатная голова |
Epson DX5 |
Фирма InkTec предлагает принтеры Epson с шириной печати 1 м. По словам директора компании Вячеслава Темченко, линейка машин Epson SureColor SC-T практически вытеснила с рынка плоттеры с шириной печати 1,6 м: «Это становится очевидным, если проанализировать статистику наших продаж сублимационной бумаги, — объясняет Вячеслав. — Я могу сказать наверняка, что 7-8 лет назад доля проданной сублимационной бумаги шириной 1,6 м составляла 80%, а шириной 1,12 м — всего 20%. Сегодня же ситуация изменилась с точностью до наоборот. Это неудивительно, ведь «метровые» принтеры Epson на сегодняшний день являются самыми дешевыми решениями, несмотря на подорожание оборудования на 20-30%. Главная задача нашей компании — не продажа техники, а продвижение чернил и других расходных материалов для печати.
А качественные и современные устройства Epson помогают нам в этом. Покупая оборудование и расходные материалы в IncTek, типография получает самое лучшее качество печати не только в Украине, но и в мире. Причем если Mimaki стоит €15-20 тыс., то конкурирующая модель Epson SureColor SC-T7200 (рис. 5, табл. 5) — около $3,5-4 тысяч. Линейка Epson SureColor SC-T — это современные решения для бизнеса, рекламы и отчасти — промышленного использования».
Директор компании InkTec Вячеслав Темченко: “Последняя линейка Epson вытеснила с рынка принтеры с шириной печати 1,6 м»
Рис. 5. Высокопроизводительный принтер формата А0+ для инженерных задач и печати рекламных материалов Epson SureColor SC-T7200
Таблица 5. Технические характеристики Epson SureColor SC-T7200
Ширина печати |
44’’ (А0) |
Макс. скорость печати |
А1/28 сек. |
Печатная голова |
Epson PrecisionCore TFP |
Компания «Копи Трейд», как всегда, особое внимание уделила цветной фотопечати и правильности цветопередачи напечатанных оттисков. Персональная калибровка цветовыводящей машины под конкретного клиента позволяет достичь максимального качества изображения, а путем использования неоригинальных чернил удается в 10-15 раз уменьшить себестоимость печати.
Директор компании «Копи Трейд» Виктор Ващенко: «В наших планах - выжить. И выжить в Украине»
«Мы традиционно участвовали во всех фотовыставках в Киеве и Москве, где показывали непревзойденные результаты фотопечати, — рассказал директор компании Виктор Ващенко. — Но, к большому сожалению, выставки фотооборудования в Украине умерли. Четыре года назад была последняя попытка реанимировать Киевскую Международную Фотоярмарку, после чего мы трижды ездили в Москву на «Фотофорумы». Но после “этих” событий мы перестали вести с Россией какие-либо дела. Для этой выставки я взял старый плакат, посвященный цифровым фотолабам, которые мы делали раньше».
Представленное на REX печатное изображение — это результат тщательно подобранной комбинации «фотопринтер + чернила + фотобумага + калибровка». «Напечатано это на специальной фотобумаге для струйной печати, позволяющей получить широчайший цветовой охват, — объясняет Виктор. — Создать такую красоту можно с помощью струйного фотопринтера, в данном случае это Epson F3000, переоборудованный на фоточернила марки HONGSAM, на европейском рынке больше известной как DCTec. Epson вообще очень хорошо поддаются “переделке” на неоригинальные чернила и обеспечивают потоковую печать большими объемами в высоком качестве без дефектов. А конкретно эта модель хороша тем, что у нее четыре черных краски, которыми она печатает черно-белые изображения без каких-либо “муаров”: фотографы это хорошо чувствуют и понимают. Иногда мы печатаем экспонаты для фотовыставок, включая большой формат. У нас есть и широкоформатные плоттеры — Epson, Canon, Hewlett Packard, но т.к. площадь ограничена, сюда мы их не привезли. В сочетании со специально подобранной комбинацией «бумага плюс чернила» удается получить такой широкий цветовой охват, которого не добиться никаким другим способом, как ни крути в “фотошопе”, и воспроизвести яркий синий и яркие красные цвета, о которых мечтают многих студийные фотографы. На напечатанных нами снимках красное платье будет самым красным, каким только может быть».
Еще одна любимая тема в «Копи Трейд» — DTG (direct-to-garment) т.е. прямая печать по ткани. Сегодня компания поставляет для текстильного направления три типа специальных красителей — для хлопка, шелка и шерсти, производителем которых является все та же китайская компания HONGSAM.
Как шутит Ващенко, «она пытается одеть всех китайцев, их там почти полтора миллиарда». Но если в Китае и Индии популярны шелка, то в нашей стране гораздо более востребованы хлопчатобумажные ткани. Кроме того, если речь идет об Украине, то приходится говорить о печати по готовым изделиям, в то время, как «Копи Трейд» представляет также прямую печать по текстилю в рулонах, из которого в дальнейшем уже можно что-то кроить. Правда, полная технологическая линия стоит около полумиллиона долларов, и везти ее сюда — решение на сегодняшний день неоправданное.
Текстильный принтер HONGSAM HongJet 8420 (рис. 6), созданный на базе EPSON 4880, и его возможности «Копи Трейд» представляет на выставке уже третий год, и каждый новый показ лучше предыдущего. Это неудивительно, ведь из года в год фирма совершенствует технологию и предлагает технику, отлаженную на самую качественную печать. Калибровка под конкретного пользователя предоставляется компанией и как отдельная услуга, и в качестве стандартного элемента сервиса при продаже оборудования.
Рис. 6. Текстильный принтер HONGSAM HongJet 8420, созданный на базе EPSON 4880.
Компания «Август Трейд», специализирующаяся на поставке дизайнерских бумаг и картонов, порадовала своих клиентов не только пополнением ряда цветов и плотностей, но и двумя абсолютно новыми коллекциями от Cordenons (Италия) — WILD и SLIDE.
Бумаги серии WILD содержат 35% хлопковых волокон и отличаются мягкой и естественной поверхностью, а также очень высокой плотностью. Идея этой коллекции — “Все могло бы быть или стать диким” — воплотилась в пяти новых оттенках, свойственных земле: черный, коричневый, глиняный, песочный и зеленый. Линейка SLIDE — это дизайнерские бумаги с приятными тактильными ощущениями, разработанные специально для сегмента упаковки класса «люкс».
В этом году на стенде «Август Трейд» можно было увидеть множество интересных поделок из дизайнерских бумаг и картонов. Представитель компании Ирина Коленченко рассказала: «Раньше мы работали исключительно с полиграфистами и рекламными агентствами, а теперь решили попробовать себя в новом направлении: создаем наборы для творчества и продаем в розницу. Пока что мы реализуем такую продукцию только у себя в офисе и на выставках. Пробовали отдавать в магазины, но они хотят не покупать, а брать под реализацию, а потом возвращают остатки в жутком виде. Одно из наших направлений (открытки) мы пытались продвигать через сети супермаркетов, но это оказалось нерентабельно: 50% продукции портилось. Пока что руководство компании не особо поддерживает подобные начинания, и продукция, которую вы видите на стенде, служит скорее презентационным материалом, наглядно демонстрируя, что можно сделать из наших бумаг и картонов.
Менеджер компании «Август Трейд» Ирина Коленченко: «REX вернул нам многих клиентов»
О REX и состоянии рынка в духе реализма
Многие из участников о своем решении принять участие в REX ничуть не жалеют. Для компании «Август Трейд» REX 2015 стал возможностью «вернуть» часть аудитории. Ирина Коленченко рассказала: «В связи с недавними политическими событиями, мы потеряли представительство в Донецке, и те полиграфисты и рекламные агентства, что сотрудничали с нашими донбасскими коллегами, теперь будут работать напрямую с нами. Выставка дала возможность встретиться с новыми клиентами в живую, обменяться контактами, раздать каталоги».
В целом бумажная компания настроена позитивно: лето, которое в принципе считается «не сезоном», прошло активно, а ближе к Новому Году ожидается рост по продажам. Кроме того, как отмечает Ирина Коленченко, конкуренция как таковая в этом сегменте отсутствует: аналогичной бумаги на рынке нет, и даже китайские подделки ушли с рынка несколько лет назад.
Директор компании «Копи Трейд» Виктор Ващенко серьезно озабочен отсутствием на «REX» таких крупных производителей техники как Canon и Xerox и даже прогнозирует, что в следующем году выставка может не состояться: «Мы участвовать не будем, так как эффективность выставки не очевидна. Да, есть посетители, которые интересуются, но это не киевляне, а представители регионов, желающие иметь подобные технологии. То, что происходит в стране, не вселяет никаких надежд. Многие наши партнерские компании уезжают за границу: кто-то материализовался в США, кто-то в Словакии, в Польше… В наших планах – выжить в Украине».
А вот директора компании Mediaprint Филиппа Купина отсутствие на REX прямых конкурентов обрадовало: «Мы показали большой парк современного оборудования, а конкуренции практически не было, поэтому для нас выставка стала коммерчески успешной. Еще один положительный момент — то, что некоторые региональные компании по экономическим причинам не смогли посетить REX в прошлом году и "по инерции” приехали в этом в надежде увидеть что-то новое». Если отвлечься от выставки, то в целом Филипп отмечает небольшое оживление на рынке: есть платежеспособные компании, нуждающиеся в новом оборудовании или замене поизносившегося. Особый интерес, по его словам, вызывают УФ-технологии, благодаря их широким возможностям и снижению цен как на оборудование так и на чернила. Эта технология пользуется популярностью у начинающих, активных компаний, стремящихся занять свое место на рынке.
Директор компании InkTec Вячеслав Темченко сравнивает участие в REX с походом в ресторан: «Получили удовольствие, пообщались с приятными людьми, показали себя… Участие в выставке не окупается, как и в прошлом году». Вячеслав смотрит на ситуацию трезво: «В кризис выживают не оптимисты, а реалисты. Мы продаем оборудование и краску с привязкой к доллару, а доллар мало что девальвировал на 20-30%, так еще и гривна по отношению к нему в 2,8 раз обесценилась. Если посчитать, то наша экономика девальвировала в 4 раза, а это значит, что во столько раз снизилась покупательская способность. Кроме того, было время, когда мы продавали столько оборудования, что оно могло покрыть потребности рынка на несколько лет вперед. То есть никакого экономического обоснования тому, чтобы наступило развитие, нет. Сейчас наша задача - выжить, никого не увольняя, снизить постоянные расходы и продолжать заниматься своим делом, не питая иллюзий на счет внезапного оживления рынка».
У «сувенирщиков» такие иллюзии возникали в преддверии выборов, когда многие партии активно заказывали промо продукцию «под себя». Так, на момент нашей беседы с менеджером Анной Матвийчук ТД «ЮСОН» запечатал 20 000 ручек для одного из кандидатов, и это было только начало.
Директор компании «ЭЛЛАС» Сергей Гугнивенко оценивает состояние рынка сувенирной кожгалантереи почти оптимистично: «В прошлом году мы не принимали участие и даже не посещали выставку. На REX 2015 мы были приятно удивлены — и в первую очередь качеством аудитории.
Снижение КПД участия в выставке было связано с тем, что прямые корпоративные клиенты разбалованы сервисом: они уже не ходили по выставкам, а ждали, когда к ним придут рекламные агентства. Основную массу посетителей составляли “пылесосы”, студенты и рекламные агентства, проходящие со словами “дайте вашу информацию”, даже не глядя на товар. А сейчас, видно, в связи с кризисом люди поняли, что “треба пахати, як і раніше”. Чувствуется, что рынок оживился, и это видно даже по запросам: конечно, не так, как в лучшие годы (с 2005 по 2008), но и не так, как в прошлом и позапрошлом годах. Разумеется, у потребителей не выросли бюджеты, но они привыкли к новым ценам. Клиент, который три года назад заказывал 500 ежедневников, в прошлом году заказал 300, а в этом 180 — в гривнах сумма осталась почти такой же, но сократилось количество. Это значит, нельзя сидеть и ждать: надо все время делать что-то новое и пользоваться ситуацией, которая сложилась. Да, мы на 95% зависимы от импортных комплектующих: бумага, краска — все импортное. Но зато все остальное (цены, аренда, рабочая сила, мозги) наше. И если у Украины есть шанс превратиться в европейский Китай, как это сделали поляки, то надо идти по этому пути. И здесь самое главное — не допустить падения спроса. Мы не занимаемся бизнесом, как наши любимые олигархи, выкачивающие из недр уголь и продающие в Европу — мы закупаем сырье на Западе и делаем готовую продукцию. Вся наша задача — научиться ее продавать на тот же Запад. Сегодня многие полиграфисты выживают благодаря тому, что печатают для Европы — для той же Румынии или Польши, потому что внутреннего рынка нет».
В «Ателье Полиграфический Комплекс» тоже уверенно строят планы. Последние 3-4 месяца работа компании оживилась, и руководство объясняет это тем, что «доллар стал». Такая ситуация прибавляет энтузиазма для осуществления задуманного.
«Судя по количеству штанцформ, которые мы заказываем на стороне, мы уже созрели для организации собственного производства, — говорит директор типографии Александр Кнопов. — Даже у маститых производителей, хоть лазеры и автоматы, а обивка ручная. А я еще и обивку автоматическую поставлю и надеюсь войти в этот рынок достаточно быстро».
Участием в REX 2015 руководитель остался доволен. По его словам, аудитория, за исключением нецелевых посетителей, четко разделена на конечных потребителей и рекламные агентства. «Работать с последними даже проще, — отмечает Александр. — Лучше работать с людьми, которые понимают, чего хотят, чем объяснять азы конечному неподготовленному клиенту или переделывать все сначала, что часто и происходит».
Как показало общение с коллегами-полиграфистами, даже в трудные времена все стараются «барахтаться», подобно тонущей мышке из притчи, сбившей в итоге молоко в масло. Что будет дальше, покажет время, но очевидно, что сидеть, сложа руки, не стоит: надо поворачивать ситуацию в свою пользу. Ведь не зря японский иероглиф, означающий слово «кризис», состоит из двух других иероглифов – «проблема» и «возможности».
Подготовила Людмила Марченко