Первоначальной целью поездки было участие в совместном стенде с остальными членами EDP. Но впоследствии выяснилось, что и экспозиция на выставке представляет огромный интерес для меня, изголодавшейся, если можно так сказать, по нормальной выставке местного масштаба. Речь не о международных выставках вроде drupe или Ipex. Речь именно о местной выставке, где экспонируются местные дилеры даже особо не говорящие по-английски. Кстати, это тоже стало интересным опытом, поскольку для нас, молодых украинцев, владение английским уже стало нормой, и перед поездкой я даже не задумалась, что могут быть сложности.
Но вернемся к экспонентам выставки и ее масштабам. Первые несколько минут после пересечения турникета мне казалось, что я вернулась во времена своего студенчества, времена нормальной «Полиграфии», занимавшей не павильон, а павильоны, и Rex, где в проходах было не протолкнуться.
Кто был на нынешнем или прошлогоднем Rex, поймет мое удивление, когда я увидела на полиграфической выставке… нормальное полиграфическое оборудование, работавшее, печатавшее, выдававшее метры макулатуры прямо на месте. 400 компаний из 35 стран… все ведущие бренды в области цифры и широкого формата с огромным стендом каждый. Отдельные экспозиции занимали место как едва ли не половина выставки, недавно прошедшей в Киеве.
Интересно, что отдельный павильон был посвящен 3D-принтерам. Демонстрировались как решения, так и продукты. Почему-то в украинских реалиях это направление развивается отдельно от полиграфического и присутствует на отдельных выставках, за вход на которые запрашивают… около 1000 грн. А украинские представители ведущих полиграфических брендов не стремятся знакомить нас с ультрасовременными разработками своих вендоров. Впрочем, я и ранее сталкивалась с тем, что некоторые современные линейки оборудования не продвигаются на нашем рынке. А иногда и сами продавцы о них не очень знают.
Павильон китайских производителей смотрелся весьма скромно и был представлен, в основном, информационными стойками. Из чего можно сделать вывод, что европейское и японское оборудование продается в Турции значительно успешнее.
Кстати сказать, и инфраструктура самой выставки на совершенно другом уровне. Например, чашка кофе, отличного заварного кофе по-турецки, стоит там столько же, сколько и во всех остальных местах в Стамбуле. Раз уж пришел на оборудование смотреть, чего уж там – пей на здоровье и закусывай мягкими французскими булочками. И пользуйся незапароленным Интернетом.
Снова напрашивается сравнение с отечественными реалиями, где выставочный кофе, складывается впечатление, призван отбить все расходы, понесенные из-за отсутствия экспонентов. Оборудование ты все равно не купишь (поскольку нечего тут покупать), так хоть на кофе пожертвуй в пользу спасения выставки.
Для журналистов отдельная комната с бесплатным кофе, пресс-релизами, столами и даже компьютером и принтером. Здесь даже и сравнивать нечего. Комнату, которая есть, сложно сравнить с комнатой, которой нет.
Ну а если подытожить, то остается недоумение. Почему полиграфия в Турции развивается семимильными шагами, а рынок Украины катится в непонятном направлении и явно не в сторону полиграфических инноваций. Нельзя ведь сказать, что в Турции совсем стабильная и спокойная обстановка… Не война, конечно, но все же и у нас выставки как класс начали вымирать не в прошлом году. Может, дело в маркетинге и продвижении, желании инвестировать средства в продажу, коего не наблюдается у многих украинских продавцов?