С момента появления в Украине в 2007 г. и в процессе последующего распространения технология печати УФ-отверждаемыми чернилами приобрела в нашей стране некоторую популярность. Эта технология предлагает пользователям высокий уровень гибкости, и позволяет печатать практически на любой поверхности. Появились новые ниши рынка, такие, как прямая печать по дереву, стеклу и другим жестким материалам. В представленной ниже статье мы провели анализ состояния этого многообещающего рынка в Украине.

 


Среди океана технологий

Широкоформатная печать красками, отверждаемыми в ультрафиолетовом излучении, начала популяризироваться в странах Запада примерно с 2003 года, и на сегодняшний день во всем мире насчитывается приблизительно 10 тыс. инсталлированных УФ-принтеров.

Суть технологии состоит в том, что краска наносится на поверхность методом струйной печати и после облучения ультрафиолетовыми лампами моментально высыхает. УФ-чернила состоят из мономеров, инициатора и цветовых пигментов.

Чернила попадают на поверхность в жидкой форме:

Пигменты заключены в матрицу полимера и закреплены на поверхности:

Для впитывающих материалов картина выглядит следующим образом:

Преимущества красок для УФ-печати в сравнении с красками на основе сольвентных растворителей хорошо известны:

 

•ингредиенты, входящие в состав УФ-красок, обладают меньшей токсичностью, а также менее выраженным запахом, что позволяет использовать УФ-печать в интерьере;
•в состав УФ-красок входят высококачественные пигменты, гарантирующие высокое сопротивление атмосферному влиянию; •позволяют печатать на более высоких скоростях;
•имеют прекрасные адгезионные свойства, позволяющие печатать на различных материалах;
•дают яркое, насыщенное, устойчивое изображение;
•меньший расход красок на квадратный метр;
•срок хранения красок находится в пределах 12-18 месяцев.

 

Евгений Лысенко, директор полиграфического центра Forward Press, отмечает, что напечатанные на ПВХ для «Гринко» наклейки на мусорные баки висят уже три года, и краски до сих пор не теряют первоначальной насыщенности. В случае использования сольвентных технологий данная продукция просто не пережила бы постоянного воздействия погодных условий.

В настоящий момент на рынке представлено множество моделей УФ-устройств, но все их можно классифицировать по способу подачи материала на четыре группы: рулонные, гибридные, комбинированные и планшетные. В зависимости от типа варьируются скорость печати, максимальная толщина материала и цена устройства.

Рулонные машины не работают с жесткими материалами, главное их конкурентное преимущество – скорость печати, хорошая адгезия чернил, высокая экологичность, более низкая цена в сравнении с УФ-принтерами других типов. Один из наиболее мощных принтеров данного класса в Украине – пятиметровый Nur Expedio 5000 Revolution — установлен в Житомире, в рекламно-производственном агентстве «Мадагаскар». Интервью с директором предприятия читайте в этом номере.


Nur Expedio 5000 Revolution – принтер рулонного типа

Гибридные принтеры способны работать как с рулонными, так и с жесткими листовыми материалами. Материал перемещается по неподвижному столу и подается в зону печати за счет вращения подающих роликов. Следовательно печать на жестких материалах, масса которых превышает 15 кг, на таких принтерах нежелательна. Использовать гибридные принтеры наиболее уместно для печати на рулонных и легких листовых материалах, традиционно применяющихся в рекламе. Преимуществом также является цена, меньшая, чем у аналогичных по формату комбинированных и планшетных принтеров. Примеры инсталляций в Украине – принтеры HP Scitex XP2700 (Forward Press, Киев), GCC StellarJET 183UVK («Фронтир», Сумы).

GCC StellarJET 183UVK – принтер гибридного типа

Комбинированные принтеры также применяются для работы как с рулонными, так и с жесткими листовыми материалами. Материал подается в зону печати на конвейерной ленте, натянутой над неподвижным столом. Важнейшим достоинством комбинированного принтера является его максимальная универсальность. Есть возможность использовать для печати максимально широкий спектр и рулонных и жестких листовых материалов, недоступных гибридным принтерам. Например, становится возможной печать на скользких и тяжелых материалах (массой 20, 50 кг и более). Комбинированный принтер может быть с успехом использован как для печати рекламы, так и в промышленном секторе для запечатки элементов мебели, дверей. Комбинированные принтеры — наиболее производительный тип УФ-принтера для печати на жестких листах. В отличие от планшетных принтеров, загрузка и выгрузка материала может осуществляться одновременно с печатью. Цена комбинированных принтеров выше, чем рулонных и гибридных. Примером инсталлированного комбинированного принтера является Spuhl Virtu RS25 combi, установленный в компании «Тент Дизайн» (г. Симферополь).

Spuhl Virtu RS25 combi – комбинированный принтер

В планшетном (flatbed) принтере материал не перемещается относительно стола. Двигается либо сам стол, передвигающийся в зону печати, либо каретка с печатными головками перемещается над неподвижным столом (с закрепленным на нем материалом). Важным достоинством является возможность использования очень тяжелых или очень плотных листовых материалов — масса материала на столе ограничена только прочностью стола. Как и комбинированный принтер, планшетный может без проблем печатать на самых скользких материалах. Планшетные УФ-принтеры, как и комбинированные, подходят для промышленной печати: для запечатки дверей, зеркал, кафельной плитки, любых готовых изделий. Конечно, при больших объемах печати наружной щитовой рекламы, планшетный принтер будет также очень полезен. Для печати на очень тяжелых листах (более 50-70 кг) планшетный принтер является единственно правильным выбором.

Точность позиционирования капли позволяет осуществлять также прямую стерео- и вариопечать по лентикулярным линзам. При печати на планшетных УФ-устройствах не надо заклеивать материал сзади пленкой. Печать происходит настолько точно, что краска безошибочно попадает в ряды линз; при печати можно использовать весь спектр доступных для ультрафиолета материалов. То есть налицо удешевление и упрощение производства, что, в конце концов, повышает и качество конечного продукта. Эти услуги могут иметь широкий спрос в сфере рекламного рынка. Фактически, сфера применения УФ-технологии настолько широка, что ее границы определяет сам печатник, вводя и рекламируя те или иные инновационные услуги. Таким образом, типографии сами создают ниши для себя.

Планшетный принтер Inca Spyder

Ультрафиолетовая Украина

Отечественный полиграфический рынок отличается от рынков западных, кроме всего прочего, своей инертностью. Спрос на технологические новинки в Европе, США и развитых странах Азии всегда высок, и эта традиция не минула и УФ-печать. Широкий спектр открывающихся возможностей при моде на экологические технологии сделали свое дело: УФ-печать отхватила львиную долю рынка у сольвента, и в ближайшее время, по мнению Сергея Шлыка (PaperHOUSE), печать на основе сольвентных растворителей в Европе и США исчезнет практически полностью.

В Украине же технология УФ-печати все еще имеет статус инновационной, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде недостатка знаний о возможностях технологии со стороны заказчиков услуг, консерватизм в выборе между новыми, но дорогими УФ-принтерами и проверенными временем сольвентными машинами. И главная причина тому – цена на оборудование и расходные материалы, на порядок превышающая стоимость сольвентных устройств. Из-за катастрофически нестабильной экономической ситуации в стране, объемы инвестиций, требуемые для вложения в эти устройства, являются неподъемными для многих предприятий, работающих в сфере широкоформатной печати.

Потому, львиная доля инсталляций, проведенных в посткризисный период, была произведена на предприятиях, относящихся к полиграфии косвенно, а именно в типографиях крупных производителей мебели, предприятиях стекольной промышленности. Так уж получилось, что самые мощные машины в Украине были приобретены непосредственно до кризиса, в последние же годы объем инсталляций заметно сократился. Фактически, более-менее активно в период 2009-2010 гг. инсталлировались принтеры Neo UV-LED и Oce Arizona. Последних в Украине насчитывается около 20 штук, что говорит о некоторой популярности данной марки в нашей стране. Практически все они обладают шириной стола до 2,5 м, за исключением установленного в 2010-м году в РА «ПАН Донецк» принтера Oce Arizona 350 XT.

В общем, какой-никакой, а парк техники в Украине есть, а, следовательно, есть и рынок. И хотя практически все его игроки жалуются на недостаточную осведомленность клиентов о возможностях УФ-технологии, на недостаток заказов особенно не жалуются. Причем наблюдается интересная тенденция: из-за «точечного» расположения поставщиков услуг, все они выполняют заказы, поступающие не только из своего региона, но и со всей Украины (в некоторых случаях – и из ближнего зарубежья).

Главными нишами применения УФ-технологий в Украине на сегодня являются высококачественная POP/POS-реклама, интерьерная, наружная печать, печать наклеек на транспорт, малотиражные упаковки, графика для выставочных стендов и т.д. Но, тем не менее, рынок УФ-печати Украины – все еще непаханое поле.

Основная проблема рынка УФ-печати Украины состоит в недостаточной его насыщенности поставщиками услуг, что является одной из причин дороговизны технологии. Производители снизят цены на краску для поставщиков, когда в Украине появится больше принтеров, а типографии снизят цены, когда снизится стоимость расходных материалов и запчастей. А пока что, существуют проблемы с обслуживанием принтеров, представленных в Украине в единичном количестве, с дороговизной расходных материалов, с конкуренцией со стороны дешевой сольвентной печати. Хотя, с другой стороны, какая может быть конкуренция между похожими по сути, но столь разными по возможностям технологиями? УФ и латекс призваны поглотить сольвент, и, при должной активности отечественных предприятий отрасли, по словам Сергея Шлыка, эта тенденция начнет просматриваться у нас через 3-5 лет.

А пока что, полиграфисты надеяться на стабильность валютного рынка, и потихоньку начинают присматриваться к новому оборудованию. В этом году ожидаются инсталляции двух принтеров HP Scitex класса FB500 и FB700, открытие франчайзинга «САН» в г. Одесса, а некоторые крупные игроки планируют расширять свое производство. Так что отрасль обещает расти.

Еще одной особенностью этого рынка является возможность типографий специализироваться на выпуске оригинальной, эксклюзивной продукции. На УФ-принтере можно печатать практически все, ограничением является лишь фантазия печатника, а также реклама и позиционирование своих услуг. За счет своей эксклюзивности выпускаемая продукция получает вожделенную добавочную стоимость, величина которой несравнимо выше аналогичного параметра для сольвентной печати. И это будет вполне оправданная цена за столь эффектную продукцию.

Хотя рынок УФ-печати в Украине по состоянию на «сегодня» и находится в состоянии зародыша, это является хорошим шансом для дальновидных капиталовложений. Тем более, что общие тенденции полиграфии (да и не только в полиграфии) говорят о стремлении к персонализации, большей эксклюзивности продукции. Украина – открытая страна, и мировые тренды рано или поздно распространяются и у нас, так что, ввиду столь долго ожидаемого нами роста экономики в 2011 году, владельцам типографий стоит поразмыслить, в какую из перспективных отраслей стоит вкладывать деньги.

 

 

Производители пока что просто хотят заработать

Олег Бондаренко, «Техномедиа»

 

«Клиенты довольно часто интересуются УФ-машинами, но, узнав окончательную стоимость оборудования, инсталляции и расходных материалов, переходят на более дешевые решения на базе сольвентной технологии. Учитывая срок, за который это оборудование сможет себя окупить, общие затраты на покупку таких машин являются неподъемными для большинства украинских типографий. Здесь очень важна специфика оборудования: если принтер приобретает большая мебельная компания с отлаженным процессом производства, то оборудование сможет окупиться в прогнозируемые сроки. В остальных же случаях предсказать эти сроки практически невозможно. В целом, я хочу сказать, что наш рынок еще не готов к этой технологии в плане ценообразования. Технология довольно-таки новая и мне кажется, что производители на данном этапе просто хотят заработать на оборудовании, завышая его стоимость. Конструкционно, солвентные и УФ-принтеры очень похожи, и стоимость их не должна так разительно отличаться. Я думаю, что в течении двух-трех лет цены на оборудование и расходные материалы существенно снизятся».

 

При подготовке материала использовалась информация официального сайта компании «Полиграфические системы»

Больше о рынке широкоформатной печати в Украине читайте в Print Plus N1 (2011)